О чём расскажут метрики?

Старинные церковные книги могут поведать о событиях, происходивших в далёком теперь от нас отрезке времени

В глубине веков остались интересные и неизученные страницы истории Викуловского района. Интересно, кто бы о них рассказал, если не метрические книги, заполняемые в те времена священнослужителями? Впервые я "встретилась" с этими свидетельницами прошлого в 2014 году, но уникальные страницы с различными пометками о жизни земляков не перестают удивлять даже спустя несколько лет.

                                         Рукописные сокровищницы

   Изначально приходским священникам вручались незаполненные тетради - сшитые листы бумаги - с графическим распределением блоков, и только после их заполнения тетради становились метрическими книгами. Теперь среди таких архивных документов разных периодов истории - две рукописные книги из Никольского храма села Озёрного (нынешнего Озерного), хранящиеся в Викуловском краеведческом музее имени Анатолия Васильевича Давыдова. В них зафиксированы важнейшие этапы жизни каждого из жителей волости: когда крестился, венчался и когда отошёл в мир иной. Правильнее сказать, записи о регистрации церковных обрядов. Они охватывают обширный период, включающий более десятка лет. 

   В 19 веке Никольский храм занимал центральное место в жизни всех моих далёких предков, имена которых удалось открыть только с помощью двух метрических книг из музея. В этот храм за многие километры они везли крестить своих новорождённых детей, порой в холодные сибирские зимние месяцы, здесь заключали браки и присутствовали как крёстные на крестинах детей своих друзей. Обо всём этом хранят память именно эти пожелтевшие от времени страницы, на которых аккуратных почерком, чернилами выводили записи священники, владевшие дореволюционным письмом.

   Есть в музее и две такие книги из Каргалинской Христорождественской церкви, и они намного толще тех, что из Никольской. К сожалению, метрики за другие периоды и из других храмов, которые были в нашем крае, давным-давно хранятся в архивах областного значения.

                           Шло по Озерному войско Принца

   Великий Сибирский тракт - самая длинная сухопутная транспортная дорога с 30-ых годов 18 века до конца 19-го. Она объединяла европейскую часть Российской империи с Сибирью и Китаем. Дорога начиналась от Москвы и проходила через города и сёла: Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Рыбино (современные Большие Уки), Тара, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Якутск, Охотск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск, Кяхту. Заканчивался маршрут в китайском приграничном городе Калган, здесь находилась крупная застава на Великой Китайской стене.

   Это была дорога царей, каторжников, путешественников и поэтов. Длина её, по некоторым подсчётам, равнялась 11 тысячам километров. Она проходила и через наш, Викуловский район, тогда входивший в Тарский уезд Тобольской губернии. Тракт пролегал через деревни Ачимово, Озерное, Бородино, Базариху, Коточиги, Калинино. Соответственно, чего только тогда не повидали жители этих притрактовых деревень!

   Вот откуда бы мы узнали, что в середине 19 века по нашим глухим сибирским деревушкам прошёл знаменитый Гренадёрский полк Его Королевского высочества Принца Евгения Вюртемберского, если бы не запись в метрической книге? Сделать её священника обязал печальный случай.

   Служил в этом полку рядовой Павел Сергеевич Батерев. И вот, в августе 1861 года, когда полк проходил по Озёринской волости, рядовой … умер. Ему было всего тридцать лет. Чтобы констатировать смерть сослуживца, его однополчане обратились в Никольский храм. Один из священнослужителей сделал об этом запись в метрической книге за 1861 год в графе "Об умерших". Благодаря этой записи, мы знаем, что полк останавливался в Озерном.

   Согласно данным из Интернет-источников, полк Принца Евгения Вюртембергского был сформирован 25 декабря 1825 года. Его полное имя -Евгений-Фридрих-Карл-Павел-Людвиг. Он родился 28 декабря 1787 года в Эльсе. Это племянник российской императрицы Марии Фёдоровны, супруги императора Павла I. В 1806 году во время русско-прусско-французской войны прибыл в штаб действующей российской армии. С 27 мая 1811 года командовал бригадой четвёртой пехотной дивизии, а в 1812-ом командовал этой дивизией.

   По мнению современников, Евгений Вюртембергский был одним из лучших командиров пехотных соединений российской армии в те годы. В 1826 году он участвовал в составлении плана войны против Турции. С началом русско-турецкой войны 1828-1829 годов состоял при императоре Николае I, а с июля 1828-го командовал седьмым пехотным корпусом.

   С 1858-го по 1862 год полком командовал полковник Фуругельм Оттон Васильевич. В этот период полк и проходил по тракту через Озёринскую волость, только куда и откуда, мы не знаем. Подробной информации в метриках не сообщается, но при желании её можно найти в других архивах. Название у него осталось прежним, хоть и сменился руководитель.

   Гренадёрский полк Принца Вюртембергского вошёл в историю за различные боевые успехи. Теперь мы знаем, что его солдаты однажды побывали и на нашей малой Родине.

                                "Поселенец" - значит ссыльный

   Известно, что правительство возводило Государеву дорогу способом принудительной колонизации. Обживали эти территории вольные переселенцы. Они приезжали из разных регионов России. Переселяли на тракт ямщиков, сгоняли ссыльных крестьян. В метрических книгах Озёринской волости, хранящихся в Викуловском краеведческом музее, есть тому примеры.

   Коренных сибиряков той или иной деревни подписывали как "крестьяне", а иных – "поселенец" - равнозначно слову ссыльно-поселенец. Так, в притрактовой деревне Базаринской (теперь – Базариха), в 1858 году проживали преимущественно крестьяне с фамилиями Пахолковы, Старцевы, Дроздовы. Среди них фигурируют поселенки Ульяна Гавриловна Перепечаева, Павлина Ивановна Думбровская, Алексей Добровольский, Афанасий Семеров. В 1894 году в соседней деревне Волгино упомянуты поселенцы Николай Антонович Троянов, Андрей Егорович Тунгусов и его жена Стефанида Никифоровна. Такие фамилии не характерны не только для этих деревень, но и вообще для всей волости.

   Поселенцы шли по Сибирскому тракту и оседали в разных деревнях. В пути с ними могло произойти всё, что угодно, не все добирались до места назначения. К примеру, в сентябре 1862 года у проходящих через Озёринскую волость поселенцев Андрея Васильева и его жены Агафьи Ивановны родился сын Иоанн. Его крестили в Никольском храме. Воспреемниками, то есть крёстными, стали проходящий вместе с ними поселенец Филипп Алексеевич Ершов и крестьянка из Ачимово Анна Сергеевна Немерова. Куда шли новоиспечённые родители, мы не знаем. Об этом случае сохранилась информация в метрической книге.

   Вообще поселенцы присутствовали практически в каждой сибирской деревне 19 века. В конце 50-ых годов в Коточиговской (ныне Коточиги) обосновались поселенцы Филипп Иванович Горин, Андрей Алексеевич Евстеев, Андрей Козмич Фёдоров. В Ачимово жили вдова поселенца Марфа Егоровна Яковлева, поселенец Василий Якубов, в Бородино – поселенцы Лука Данилович Маравин, Никита Сергеевич Маравин, Василий Феоктистович Жулинов, в Озёринском – Фёдор Мещеряков и его жена Марфа Ивановна. И таких примеров ещё много. Каждый отбывал своё наказание на поселении разные сроки. В дальнейшем некоторые фамилии начинают фигурировать постоянно, например Якубов, Мещеряков. И сейчас это распространённые фамилии в районе. Кто знает, может эти земляки приходятся дальними родственниками тем самым поселенцам, сосланным в Сибирь в середине 19 века?

                 "Слышен звон кандальный – путь сибирский дальний…"

   К сожалению, Великая Государева дорога – Сибирский тракт – закрепила за собой печальную славу. Больше всего она известна как последний путь обречённых на страдания. Кроме налаживания торговли и почтовой службы, тракт был нужен для доставки осуждённых на каторгу. Людей на пожизненное тюремное заключение или ссылку за политические убеждения заковывали в железные кандалы и сопровождали конвоем под палящим солнцем, в трескучие сорокоградусные морозы, в пургу и метель. Известно, что за период с 1783 по 1883 год по маршруту Сибирского тракта прошло более миллиона заключённых.

   С 1823 года в Западной и Восточной Сибири стали создавать этапные и полуэтапные сооружения или тюремные помещения для временного содержания ссыльных, передвигавшихся пешком от Перми и Екатеринбурга до Тюмени и Иркутска. Там они могли останавливаться на непродолжительное время, чтобы отдохнуть. Сибирские этапы представляли собой огороженную высоким тыном территорию, на которой находилось два-три одноэтажных бревенчатых строения. Благодаря метрическим книгам Озёринской волости, мы знаем, что один из таких этапов на Сибирском тракте располагался в Ачимово. Несла службу в нём этапная команда. Такие записи подтверждают это:

   "10 января, 1862 год. Ачимовской этапной команды у рядового Иоакима Гавриловича Юшкова и его жены Марины Алексеевны родилась дочь Татиана".

   "2 июля, 1862 год. Ачимовской этапной команды у рядового Афанасия Васильевича Самохвалова и его жены Анны Леонтьевны родилась дочь Александра".

   Осуждённых вели в сопровождении конвоиров на восток. За ними на телегах до ближайшей станции ехали больные, ослабевшие или умершие. Когда обречённый умирал, его труп клали на подводу и продолжали везти следом до очередного этапа. Именно отсюда и родилась поговорка: "Доставить живого или мёртвого". О том, что по пути многие арестанты умирали, можно также найти подтверждение в метрических книгах Озёринской волости.

   В октябре 1859 года оставлена следующая заметка: "Следовавшая в арестантской партии №28 арестантка Мария Якубовская скончалась в возрасте 29 лет от горячки". Дальше есть такая запись: "9 апреля, 1861 год. Партии №12 у арестанта Игнатия Карповича Изгалина умер сын Фёдор в возрасте 4 месяца от горячки". В мае 1860 года священник Никольского храма зафиксировал в метрической книге смерть от горячки арестанта партии №10 Гаврила Ивановича Кадулина в возрасте 33 лет.

   Но арестанты в трудном пути не только умирали, но и рожали детей. В апреле  1862 года, когда партия №11 проходила через Ачимовский этап, у Митрофана Андреевича Капустина и его жены Ксении Сергеевны родился сын Василий. Воспреемниками стали люди этой же партии: Егор Григорьев и Екатерина Фёдоровна Подкорытова. В этом же месяце у арестантки партии №11 Евдокии Ивановны Лайковой родилась дочь Александра.

   Этапные тюрьмы и здания, расположенные вдоль Сибирского тракта, стали исчезать в  начале 20 века, когда появились железные дороги. Для перевозки государственных  преступников  всё чаще стали использовать так  называемые "столыпинские вагоны", предназначенные для массового перемещения огромного количества переселенцев и арестантов. В  результате значительно сократился срок следования до места ссылки, снизилась смертность осуждённых, уменьшилось финансирование, выделяемое на содержание этапных  зданий и сопровождение колодников.       

                        От каких болезней умирали наши предки?

   Отдельная часть метрических книг – записи о смертях и погребениях. В основном усопшим мужского и женского пола после шестидесяти лет причина смерти записывалась одна – "от старости". Странный диагноз по меркам современности, но тогда именно так смерть и объясняли. Означает ли это, что наши предки редко доживали до семидесяти-девяноста лет? Нет. Доживали, причём многие. Встречаются даже случаи, когда количество лет перешагивало все возможные в то время рубежи. Среди долгожителей были как женщины, так и мужчины. Интересна вот такая запись: "21 января 1862 года деревни Бородиной крестьянина Ивана Онисимовича Тропина жена Евдокия Михайловна умерла в возрасте 95 лет от старости". До таких преклонных лет и в наш век информационных технологий удаётся дожить единицам. А при отсутствии медицины, таблеток, обследований это и вообще кажется нереальным.

   А вот другие причины смертей, чаще всего встречающиеся на страницах метрической книги: "от поносу", "от горячки", "от чахотки", "от оспы". Чахотка – необязательно какая-либо инфекционная болезнь. Это означало любое заболевание, при которой человек теряет силы, чахнет.

   В 19 веке ни одна бедная женщина не могла позволить себе заплатить врачу за принятие родов. Тем более в сибирской глубинке. Поэтому женщины были вынуждены полагаться на услуги неквалифицированной повитухи. В нашем крае распространено было слово "баушка" – так называли мудрую женщину, принимавшую роды. "Ушла баушничать", - так говорили в деревнях около Озерного уже в 20 веке про пожилую женщину, ушедшую принимать дитя на дому до открытия больниц. За промежуток времени с 1858 по 1863 год в метрических книгах Никольского храма попалась одна запись смерти "от родов". В родовых муках умерла жительница волости Васса Петровна Квашнина в возрасте 30 лет.

   Не секрет, что до революции детская смертность была крайне высокой. Причин тому много, но наши священнослужители ограничивались обычно одной - "от родимца".  Что это значит? В словаре Дмитрия Ушакова от 1935 года даётся такое определение: "Родимчик - болезненный припадок у маленьких детей, сопровождающийся судорогами и потерей сознания". Судя по метрикам Озёринской волости, младенцы здесь умирали от этого практически каждый месяц. И не только у местных жителей. Об этом говорят записи такого содержания:

   "Июнь, 1858 год. Ачимовской этапной команды рядового Дорофея Александровича Стафеева умер сын Пётр в возрасте одна неделя от поноса".

   "Июль, 1858 год. У арестанта Алексея Данченкова умерла дочь Марья в возрасте два месяца от оспы".

   "29 сентября у арестанта партии №23 Индрика Кшинч умерла дочь Иулия в возрасте два месяца от поноса".

   "Октябрь, 1858 год. Ачимовской этапной команды у рядового Павла Ивановича Перегрелова умер сын Михаил в возрасте одна неделя от родимца".

   "Декабрь, 1858 год. У проходящей арестансткой партии из Сибири в Россию Николая Кашина умер сын Карп от горячки".

                              Лютеране принимали православную веру

   В предыдущих номерах "Красной звезды" мы рассказывали о людях, вероисповедовавших лютеранство в Сибири. По национальности это были датчане, немцы, шведы, финны. Малочисленность лютеран способствовала тому, что для них были характерны смешанные браки и переход в православие. В метрической книге за 1862 год были найдены ещё две записи на эту тему.

   "4 июля по чину православной церкви миропомазанием присоединён из лютеранского вероисповедания Каспер Кристович Клеверг Омского округа Пановской волости деревни Боярки, которому по документу значится 24 года". После обращения в православие он получил соответствующее имя – Карп.

   В этот же день таким же способом присоединилась к православию крестьянская  девица Марья Ивановна Кириллова в возрасте 20 лет. Молодожёны заключили брак по православному обычаю. Имя Марье оставили прежнее.

   Как видим, много интересного и познавательного можно узнать даже из таких, казалось бы, монотонных источников, как метрические книги. Если кому-то хочется восстановить историю своей семьи, то они будут самыми главными и надёжными рассказчиками. Эти рукописи смело можно назвать историческими документами. Сколько всего они пережили в ходе их хранения и перемещения, особенно в прошлом веке во времена гонения на церковь! Не все из них дошли до нас, некоторые были просто уничтожены. Но те, что остались, спустя века готовы приоткрыть завесу ещё над многими тайнами.

Эта фотография предоставлена директором Большеуковского историко-культурного музея-заповедника "Московско-Сибирский тракт" Евгением Петровичем Зензиным

На снимке: Участок Сибирского тракта, окрестности села Становка Большеуковского района

Другие материалы по тегу "к дню православной книги"