Рождение династии

"Незаметно пролетающее время обманывает и того и другого.

И ничто не проходит так быстро, как годы,

но тот, кто сеет добро, пожинает почёт"

Леонардо да Винчи

   Трудно представить себе более интересную область для изучения, чем удивительный мир педагогики. Ведь не зря же бытует мнение, что самые главные профессии на земле – это педагог и медик: учитель врачует душу, врач – тело. Без этого всё многозначительное иное может и не состояться.

   Наблюдая за развитием педагогики, пытаясь постигнуть законы, по которым она живёт, можно лишь восхищаться её удивительной целесообразностью! Может быть, это от того, что между педагогикой и хранителями традиций давно сложилось совершенно особенное доверие. Ещё у нашего старшего поколения педагогический дар, как таинство, передавался по наследству, да и то лишь в том случае, если потомок его заслуживал. Вера в успех законов педагогики – это ключ, без которого никогда не открыть тайну волшебной жизненной энергии познаний. А ведь эта волшебная энергия жизни и есть настоящее богатство человека – педагога. Как рождается династия – попробуем к этому прикоснуться.

                                                   Тяга к знаниям

   Село Каргалы (в переводе "Воронье гнездо") Викуловского района. Народ здесь коренной, трудолюбивый, талантливый, культурно воспитанный не без участия замечательной средней школы и её педагогического коллектива, отвечающего высоким требованиям своего просветительского дела. Всю свою жизнь директор школы Ананьев Юрий Григорьевич посвятил этому процессу и навсегда останется в памяти многих поколений сельчан. Он вложил суть педагогики, как живой пример, и в моего героя. Давайте знакомиться.  Андрей Александрович Лотов – ныне директор Викуловской средней школы № 1. Родители: Александр Васильевич Лотов, был водителем, мама Валентина Андреевна – швея, продавец РайПО, работала в сберкассе. Вся трудовая биография родителей была связана с колхозом им. Свердлова. В семье выросли трое детей, их гордость и надежда. Да и золотая свадьба не за горами – 13 июля (маме – 70-й год, отцу – 72), заслуженные пенсионеры.

   Дети росли в труде – хозяйство большое, везде нужны руки, труд с рассвета до заката. Лениться некогда, хоздвор наполнен живностью: коровы, свиньи, овцы, кролики. Не было в то время особой техники, траву косили вручную, дрова заготавливали в делянах – пилили ручной пилой, кололи их на швырок. Картошку сажали по 70 соток, для себя и на продажу, чтобы иметь какие-то деньги на жизнь. По какой-либо нужде, потребности ездили по зимнику на Тобольск через Усть-Ишим, тракт земельный, сложный, асфальта и в помине не было.

   Учился Андрей без особой натуги, легко. 8-й и 10-й классы окончил с отличием, а поведение отметили как "хорошее" -- часто спорил с учителями, задавал неудобные вопросы – хотелось больше знать. Любил много читать книг, периодики. Любимыми предметами были математика и химия, которые преподавали супруги Ананьевы Антонина Васильевна и Юрий Григорьевич. От общения с ними, вероятно, и зарождалась тяга, педагогическая жилка.

   Далее служба в танковых войсках, сержантом в Омском танковом училище. Армейская закалка укрепила волевой характер. Следующую пятилетку Андрей связал с Тюменским государственным университетом, факультетом физики. Будучи на выпускном курсе был отправлен в 1992 году на педагогическую практику в родные Каргалы, где пришлось вести уроки во всех классах. Практика оказалась успешной, и в 1993 году Андрей защитил с отличием диплом.

   С этого времени он становится дипломированным педагогом-физиком Андреем Александровичем. Очередная пятилетка была посвящена родной Каргалинской школе с любимыми учителями детства в ранге заведующего учебной частью, набирался опыта, как организатор и педагог.

                                              Поворот судьбы

   И вот – поворот судьбы: с 2000 года Андрей Александрович работает в ВСОШ № 1. Здесь он был удостоен чести быть в числе делегатов Всероссийского съезда учителей в  Москве, где их приветствовали  Владимир Владимирович Путин, Геннадий Андреевич Зюганов, Владимир Вольфович Жириновский.

   Вернувшись из столицы, Андрей Александрович включается в учительские будни, а с 2002 года ведёт ещё и информатику (директором школы был Николай Кондратьевич Котляров).

   Школьный день кажется насыщенно бесконечным, а вот годы пролетают со скоростью света, какая-то метаморфоза, уже 16 лет Андрей Александрович у руля ВСОШ № 1. Сколько дел совершил в теперь уже родной альма-матер! В 2008 году школа получила 1000 000 рублей в конкурсе за лучшую школу Российской Федерации! Кто скажет, что это досталось легко?! Только безупречный труд, труд, труд…

  Пригодились директору и знания, полученные в 2005 году, когда изучал в ТОГИРРО менеджмент, разобрался в системе оплаты труда в Тюменской области. В Калининграде читал лекции на эту тему.

                                           Покинуть малую родину?

   И снова жизненный поворот – переезд в село Абатское на должность заместителя главы района по социальным вопросам. Туда же "прихватил" из Викуловской школы замечательного педагога Валентину Николаевну Шагаеву. Мне тоже с ней приходилось общаться и проводить чудные музыкальные вечера в бытность моей работы директором Детской музыкальной школы.

   Тяга к родным местам вновь побеждает, и Андрей Александрович в 2009 году возвращается теперь уже в  родную ВСОШ № 1 в должности директора. Внедряет новейшие технологии учебного процесса, но "доска – мел" остаются как необходимая историческая принадлежность. Бесконечные споры в верхах о пользе или вреде ЕГЭ не смущают директора, он считает пользы здесь больше – исчезает коррупция при поступлении в ВУЗы. И только время покажет, кто был прав и наоборот.

                                                     Семья

   Работа, учёба, командировки, кажется, не оставляют времени на личную жизнь, но и здесь всё в порядке. Жена Татьяна Васильевна тоже педагог, окончила Ишимский педагогический вуз. 27 лет является соратницей в жизни и делах мужа. В семье вырос замечательный сын Александр. Успешно окончил Викуловскую школу № 1, поступил в 2012 г. в Тюменский архитектурно-строительный университет на факультет промышленно-гражданского строительства. В 2015 г. стал губернаторским стипендиатом, стажировался в Главном управлении строительства Тюменской области. С красным дипломом (по стопам отца) окончил ВУЗ и в 2016 г. поступил в магистратуру и окончил учёбу в ней тоже с красным дипломом. Работал в Тюменской домостроительной компании. Служба в армии прошла в Москве в Президентском полку. Это о многом говорит! Сейчас сын продолжает работать в строительной компании в Тюмени "Строймир" инженером.

                                    "Педагогическая врождённость"

   Что касается брата и сестры директора школы, то и тут полный порядок. Сестра Наталья Александровна тоже педагог-физик, окончила Ишимский педагогический ВУЗ, работала учителем физики в Ишимской школе № 8, в настоящее время трудится в Тюменской компании "Сибур", воспитывает дочь.

   Юрий Александрович (брат директора школы) проживает с семьёй в Викулово, воспитывает двоих детей, работает вахтовым методом на Севере.

   В семье Лотовых есть ещё один педагог – Фокина Лидия Андреевна, математик и одновременно завуч в Каргалинской школе (сестра мамы Андрея Александровича).

   Хранят память в семье об отце мамы, дедушке Андрее Александровиче (полный тёзка директора), 1905 года рождения, фронтовика. Все в семье Лотовых уважаемые, состоявшиеся личности, многие из них с "педагогической врождённостью".

   А вот ещё одна история семейной педагогики, рассказанная самим Андреем Александровичем…

                                         Неожиданная встреча

  "Однажды, несколько лет назад, знакомая из департамента образования позвонила и сказала, что у неё есть  подруга, которая проживает в Сургуте, а её родственники ранее проживали в Каргалах. И так как я сам родом из Каргалов, то не могу ли я провести экскурсию по этому селу? Я согласился помочь.

   Через несколько дней вновь звонок. Договорились о встрече на въезде в село Викулово. Я подъехал к месту встречи. Дождался. Подъехали два джипа, из одного из них вышли две женщины: одна – знакомая из департамента, другая – незнакомая землячка, которая попросилась в мою машину. Далее мы продолжили путь до Каргалов. По пути разговорились с незнакомкой. Работала она в то время ректором Сургутского педагогического университета. Я поинтересовался причиной приезда, выяснилось, что её мама, когда-то в начале 20 века, ребёнком ещё проживала в Каргалах вместе со  своей большой семьёй, но в лихие 30-е годы семью отправили пешком на север области. В Каргалах остался только старший брат её матери, так как он жил отдельно со своей семьёй. А фамилия-имя-отчество дяди – Николаев Андрей Александрович.

   Я немного оторопел, ведь это мой дед по матери. Так я познакомился с родственницей, о существовании которой даже не слышал. Мы разговорились о наших семьях. Она знала о существовании своих сестёр, в том числе о моей маме, но никогда её не видела.

   Так мы приехали в Каргалы. Я провёл экскурсию по селу и показал дом (до сих пор сохранившийся!), в котором проживали наши деды-прадеды. Затем привёз гостей к своим родителям. Мама была несказанно рада встрече с сестрой. До позднего вечера просидели за разговорами за накрытым столом".

                                                  Дни сегодняшние

   Но вернёмся к сегодняшним дням. Андрей Александрович за 25 лет школьного труда научился усмирять свой боевой характер, даже в бытовой психологии: вместо того, чтобы повысить голос при каких-либо внештатных ситуациях, выработал спокойное, убедительное общение, которое всегда приносит благоприятный результат.

   Директор доволен своим педколлективом – дружный, работоспособный, сотрудничает с музеем, дружит со спортом. Учащиеся со своими наставниками дарят школе свои дипломы, грамоты, заработанные в районных, областных и федеральных конкурсах, олимпиадах.

   В школе работает свой музей, хранящий историю от создания школы до сегодняшних дней. Музей помогает учебному процессу и воспитанию подрастающего поколения.

   Ещё одна немаловажная деталь: закончился капитальный ремонт школы, длящийся с 2005-го по 2014 год! Такое мог выдержать сильный человек – директор, и его коллектив. Душа радуется, когда идёшь по обновлённой школе! Какой непосильный труд преодолел директор в ипостаси строителя! Всё светится красотой, чистотой, просторностью, я чуть не заблудилась в анналах храма знаний. Вспоминаю эту школу в пору моего детства – сравнения зашкаливают в плюс теперешней школы. Да, времена, времена… Одним словом  -- ПРОГРЕСС! Прекрасные актовый и спортивный залы (когда-то мы начинали эти строительства), столовая, имеющая в меню семь (!) вариантов горячего питания. Это подтверждаем и мы, ветераны-учителя, в октябрьские дни, когда нас поздравляют с "золотым" возрастом и ещё "потчуют" детским концертом. И тут Андрей Александрович находит время поприветствовать своих предшественников.

                                            Важна каждая мелочь

   В 2016 году школе добавили 5 сельских школ-отделений: коррекционная школа, Каргалинская, Ермаковская, Боковская и Поддубровинская. Число учащихся выросло до одной тысячи. Немалый фронт работ прибавился директору. Но и это по плечу Андрею Александровичу. Не хватает учителей физики, русского и иностранного языков. Решится и эта проблема.

   Директор считает, чтоб не "закостенеть" в своей профессии, чтобы не было застоя, нужна встряска каждые семь лет. Это тоже ему удаётся. Одна из них -- поездка с женой за 400 км в Тюмень в драмтеатр.

   Каждая кажущаяся мелочь в работе находит своё применение. Например, стоит на окне директорской малый контейнер, а во дворе большой – для сбора бумаг, картона и других отходов, и при накапливании пускается в оборот районного хозяйства. Эта "мелочь" воспитывает детей бережливости и уважению к экологии. Не объять необъятное, не все проблемы можно осветить в одной статье директорских забот. Как снежный ком, они появляются ежедневно, и если их своевременно не решать – упрёшься в тупик. А как реагировать директору, когда приходится с протянутой рукой ходить к руководителям предприятий и организаций, прося денежной помощи для проведения школьных мероприятий, поездок?! Избавить от этой унизительной процедуры необходимо, так как чужих детей не бывает, и помогать их учить и воспитывать мы должны все.

   Директор школы – это духовный подвиг всей жизни, и счастлива школа, когда у неё есть такой наставник, как Андрей Александрович.

  Моё поколение тоже любит и помнит своих директоров: это Морозова Анна Константиновна, Загородных Григорий Фёдорович, Давыдов Анатолий Васильевич, Калинина Валентина Константиновна. Всем им низкий поклон!

   В современной школе есть дежурный, и кабинет его у входной двери, а внутри кабинета несколько экранов, отображающих обстановку по этажам. Это тоже культура школы. Когда я спросила дежурного: "Когда на обед ходит директор?" Он удивлённо ответил: "Он вообще, по-моему, не обедает, некогда ему". По всему делаю вывод – директор в нашей школе отвечает всем требованиям этой ответственной должности. Интересно, если плюсовать весь педагогический стаж семьи Лотовых, сколько же десятков или сотен лет будет в итоге, отданных воспитанию и становлению юного поколения? Это предстоит ещё сделать.

   И ещё в семье наблюдается схожесть, повторность имён и отчеств, что обозначает глубокое уважение внутри семейного уклада, отсюда вытекает и педагогическая предрасположенность. Вот мы и прикоснулись чуть-чуть к понятию династии. В переводе с греческого "династия" означает ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции и тому подобное, то есть продолжатель дела родственников, родителей, идущих по их стопам. И Андрей Александрович один из них. В свою очередь, хочу, пользуясь случаем, выразить сердечную благодарность от меня – ветерана труда, учителя музыки, за неоценимую помощь, оказанную мне строительными материалами после пожара в моём доме. Это тоже немаловажно – помочь страждущему.

   Вот такая получилась хронология семьи Лотовых и их педагогической династии. Идёт по селу высокий, уверенный человек, из-под очков светится его добрый, внимательный взгляд. Это наш учитель, директор ВСОШ № 1 Лотов Андрей Александрович. Он давно заслужил уважение и почтение сельчан. И заканчивая статью, хочу выразить мысль строчками из песни "Школьная тропинка": "Вот идёт наш любимый учитель, тот, кто отдал нам юность свою".

Галина ЛАРИНА, с. Викулово

P.S.: Не так давно в школу пришла бандероль с объёмной книгой в 407 стр. "О временах высоких целей" (записки рационального оптимизма), Новосибирское издательство Сибирского отделения Российской академии наук 2019 г.

Автор её Ермиков Валерий Дмитриевич, выпускник школы № 1 Институт геологии им. В.В. Соболева. Валерий строил Академгородок, стал его студентом, преподавателем, учёным. Имеет много государственных наград. Много достойных выпускников в первой школе.

Другие материалы по тегу "Человек и его дело"