Да, были люди в наше время…

«Всё былое помним, аль добром, аль худом…». Действительно, навевают думы эти слова из старой русской песни, а они, думы, прежде всего, связаны с детством – наивной, беззаботной, безгрешной порой нашей жизни.

Безусловно, у каждого оно было разным, вглядываясь в материальное положение семей, но своим внутренним миром, миром первопроходцев, мы крепко увязаны в единое целое: первое лепетание, первые шаги, первые радости, первое восприятие увиденного… Вот это "первое" и роднит нас, становится обобщением, основой нашего дальнейшего бытия.

  Моё детство – это село Коточиги, без сомнения, самое большое, самое красивое, в котором живут самые хорошие люди. Река с разнорыбьем, привольные цветочные холмы, поля, леса – кладезь грибов и ягод… Что ещё нужно ребятне? Но больше всего мы, рождённые в 50-х годах прошлого века, гордились нашей МТС – машинно-тракторной станцией, одной из крупнейших в Тюменской области в те годы. На наших глазах она зарождалась, ширилась, крепла, вселяя в нас добрые надежды.

  А образована была станция в далёком 1938 году; главное её предназначение – ремонт техники, в частности – тракторов. Уже в то время она обслуживала более тридцати колхозов Викуловского района. Как это всё происходило, нам известно, конечно, лишь из истории.

  Огромный скачок развития МТС приходится на конец 50-х годов, когда на её базе произошло слияние трёх ремстанций – к ней примкнули Малаховская и Каргалинская МТС. Так была образована Коточиговская РТС (ремонтно-тракторная станция), которой требовалась новая, более современная, промбаза: цеха, площадки, гаражи, склады и т.д. И закипела в Коточигах стройка!

  Первоочередными вопросами для строителей являлись три: электричество, тепло и вода. В первых двух мы, ребятня, вообще не разбирались. Собравшись толпой, под надзором старших братьев и сестёр, наблюдали, как дяденьки и тётеньки, по сути – наши отцы и матери, разгружали какие-то ящики, что-то вытаскивали из них, сортировали, потом свинчивали, сколачивали… Работали – сутками, приходили домой, чтобы управиться со скотом, перекусить, да прикорнуть часа на два…

  Отлично помню, как по всему селу вкапывали высокие столбы, тянули проволоку; проводку, свитую из двух жил, монтировали и в избах, и, как однажды, придя с работы домой, отец сказал: "Сегодня дадут свет". Как мы ждали назначенного часа! Как поглядывали на маленькое стеклянное чудо-светило! И вот вспыхнула лампочка! Мигнула несколько раз, погасла… Потом – опять загорелась. Навсегда. Так, в Коточиги пришло электричество; сначала его давали с перебоями: по одному часу утром, по два – вечером, а днём и ночью отключали, ради экономии.

  Острой оставалась водная проблема. Раньше воду привозили в бочках, флягах и сливали в большой металлический куб, установленный на территории МТС (зимой его укрывали брезентом, подогревали кострами). Теперь же её требовалось в разы больше. И вновь началось строительство, теперь -- водопровода: река Барсук – РТС, длина, что-то около километра. Десятки людей с лопатами вышли на его прокладку. Для каждой семьи была определена норма копки: три метра – длина, два – глубина, метр – ширина. Трудился и стар, и мал. Как принято говорить сегодня, ветка была построена в рекордно короткие сроки – за неделю. В это же время была возведена и водозаборная станция (водокачка), на омуте, у моста, который соединял дорогу на д. Красную Елань. А водонапорную башню, спроектированную в центре села, возле мастерской, творила женская бригада каменщиков из г.Ишима. Работали споро, с песнями да шутками. И мы тут же толкались, играя в кучах песка… Таким образом, на селе была решена (почти решена) ещё одна проблема – запущен первый водопровод (трубы на нём были заменены только летом 1971 года). РТС заработала в полную мощь. По архивным данным, коточиговцы в год ремонтировали более 200 тракторов со всего района. Это было своеобразным достижением, которому не устаёшь удивляться и ныне.

  Ещё с одним чудом, так сказать, столкнулись мы в те детские годы. Для любой стройки, естественно, нужен пиломатериал. Лесу в округе полно, но ведь его ещё нужно заготовить, привезти, распилить, обработать и т.д. Заготовку вели вручную – пилами да топорами, вывозили на гусеничных тракторах (на больших деревянных санях), также вручную грузили и разгружали… А как же пилить огромные лесины? Вот тут-то мы и увидели это чудо – локомобиль, как называли этот "паровоз" мужики, который приводил в действие не менее интересную штуковину – пилораму. Огромный котёл на железных колёсах, с большой топкой, куда укладывались и разжигались дрова, нагревая воду в ёмкости; образовавшийся пар приводил в действие маховик, а тот, в свою очередь, через ременную передачу, пилораму. Кажется, всё просто, но это – сейчас, а тогда паровой передвижной двигатель казался нам неким волшебством и вызывал необузданный восторг, а если после окончания работы взрослые разрешали нам ещё и порезвиться в куче свежих опилок…

  …Прошло время. Сегодня в Коточигах люди живут своими заботами, а для меня Коточиги  -- уже не та сказочная страна детства, по которой мы шагали 60 лет назад. В селе нет того производства, нет строительства; доживает здесь свой срок старая кирпичная водонапорная башня, напоминающая о наших отцах да днях былых…

Другие материалы по тегу "проект мы родом из детства"