Как не стать жертвой мошенников

В эпоху широкого использования обществом информационных технологий участились случаи совершения мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Распространение в последние годы использования преступниками средств сотовой связи, компьютерных программ и сети Интернет, социальных сетей для совершения хищений получило наименование «дистанционное мошенничество».

   Несмотря на активную информационно-пропагандистскую деятельность правоохранительных органов, банковского сектора по профилактике мошенничества, динамика регистрации мошенничеств, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий свидетельствует об их неуклонном росте.

   Как показывает анализ совершённых дистанционных хищений, в 60% случаев мошенники использовали методы психологического воздействия на потерпевшего, запугивая его, вводя в заблуждение, представляясь сотрудниками специальных служб и организаций, то есть использовали методы социальной инженерии.

   Потерпевшие от дистанционных хищений, как правило, знали о распространённых случаях мошенничеств, видели и слышали о них от своих знакомых и средств массовой информации, однако в критический момент всё равно оказались в роли жертвы.

На сегодняшний день в Тюменской области самыми распространёнными видами мошенничества являются:

   1. Мошенники, представляясь родственниками потерпевших, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию (попали в дорожно-транспортное происшествие, совершили иное преступление), путём обмана похищали у них деньги, при этом зачастую страдали люди старшего возраста.

   Преступник звонил по телефону потерпевшему, представлялся его сыном (дочерью, внуком), которого задержали, и он находится в полиции, просил о помощи. Далее в разговор с потерпевшим вступал лжесотрудник силового ведомства (полиция, прокуратура, следственный комитет), и подтверждал информацию о сложившейся ситуации, а также сообщал, что для разрешения возникшей ситуации необходимы деньги. По адресу потерпевшего приезжал курьер, а потерпевший, думая, что помогает попавшему в беду родственнику, отдавал деньги в руки мошенникам.

   2. Гражданину звонят на телефон, и мошенник, представившись сотрудником банка, сообщает  о том, что от его имени была подана заявка на кредит. При этом гражданин отрицает оформление заявки, но преступник упорно продолжает настаивать, что заявка оформлена. Гражданин, испугавшись  стать обладателем неожиданного кредита, вступает в доверительный разговор с мошенником о дальнейших действиях. Преступник предлагает потерпевшему пройти в офис банка и оформить кредит на его имя, а после получения кредита перевести его на безопасный счёт.  

   Если гражданин соглашается, последствие этого – все денежные средства оказываются в распоряжении преступников.

   3. Мошенники, представляясь сотрудниками сотовой компании, поясняют, что срок действия сим-карты скоро закончится и необходимо оформить бессрочный договор, для этого необходимо сообщить код из СМС, после того как гражданин сообщает код, мошенники получают доступ к личному кабинету в мобильном приложении банка.

   Сотрудники полиции призывают, не поддаваться на уловки мошенников, так как срок действия сим-карт сотовых операторов продлевать не нужно.

Для того чтобы не стать жертвой преступника необходимо предпринять следующие меры:

- перепроверьте сообщённую вам информацию, прервав разговор, позвонив на горячую линию банка или в полицию, а также родственнику, от имени которого с вами вёл разговор мошенник;

- попросите, чтобы звонившие лжесотрудники банка или полиции полностью назвали ваши персональные данные и паспортные данные, поскольку настоящие сотрудники банка и полиции такими данными  владеют;

- не скачивайте и не используйте "специальное" приложение, якобы необходимое для защиты персональных данных или отмены заявки на кредит;

- не отправляйте деньги на неизвестный банковский счёт, помните, что настоящие сотрудники банка таких предложений по переводу денежных средств на безопасные счета не высказывают.

   Стать жертвой мошенников также можно и в случаях, связанных с размещением объявлений на различных маркет-плейсах, сайтах объявлений, а также при использовании мессенджеров и социальных сетей.

Рассмотрим несколько типичных способов мошенничества

   1.Будущую жертву, разместившую объявление на avito, злоумышленники переводят на общение в мессенджер "WhatsApp", куда присылают ссылку на объявление гражданина с вопросом об его актуальности. В переписке с гражданином мошенники предлагают осуществить предоплату либо полную оплату товара, для чего просят сообщить реквизиты банковской карты, в том числе трёхзначный CVC-код, а также при необходимости одноразовые смс-пароли для подтверждения операции.

   2.Мошенник присылает гражданину посредством мессенджеров "Viber", "WhatsApp", "Telegram" сообщение о том, что для него истекает срок получения денежной компенсации, а для её получения необходимо перейти по ссылке указанного адреса – это также уловка мошенников. Поддавшись на неё и перейдя по ссылке, можно лишиться денежных средств.

   3.При посещении и использовании различных сайтов на экране появляется окно, что вам выпал приз, и предлагается перейти по ссылке. При переходе по ссылке предлагается участие в лотерее путём открытия, например, коробочек с призами. При открытии первых двух - выпадает пусто, а при открытии третьей – выигрыш на определённую сумму. Далее с целью получения выигрыша гражданину даётся несколько вариантов: на карту, почтовым переводом. Вне зависимости от типа получения выигрыша от гражданина потребуется номер банковской карты и перевод пошлины или комиссии. Далее гражданину предлагается перейти на страницу оплаты (неизвестного платёжного агрегатора) путём введения реквизитов банковской карты, в том числе защитного CVC-кода. При заполнении реквизитов банковской карты происходит автоматическое списание "пошлины" и ваши данные доступны для мошенников.

Для того чтобы не стать жертвой преступника, необходимо предпринять следующие меры:

   Получив сообщение о неожиданном выигрыше, нужно сразу насторожиться. Вы только что зашли в Интернет, и сразу же появилось объявление о розыгрыше, в котором  не принимали участие. 

   Помните, что при реальном проведении конкурса, лотереи, организатором сразу может быть вычтена сумма налога, подлежащая удержанию. Комиссии за перевод не взимаются.

   Не вводите данные банковской карты, не производите оплату. В случае, если вы оплатили "пошлину" путём внесения реквизитов банковской карты через платёжную систему, принадлежащую преступникам, переведите денежные средства на другой, принадлежащий вам счёт и заблокируйте карту, чтобы преступники в дальнейшем не смогли воспользоваться средствами вашей карты.

Если вы всё же стали жертвой мошенника, то необходимо предпринять следующие меры:

   1. Незамедлительно заблокировать все банковские карты и счета, данные о которых стали доступны мошенникам.

   2. Направить заявление в банк об отмене/блокировании операции.

   3. Обратиться в ближайший отдел полиции с заявлением о совершении преступления, в котором подробно и последовательно изложить обстоятельства совершения преступления. К своему заявлению необходимо приобщить документы (скриншоты), подтверждающие перевод/списание денежных средств с вашего счёта; выписки по картам; детализацию звонков, скриншоты переписки с мошенниками.

   4. В мобильном приложении банка воспользоваться опцией "Сообщить о мошеннике" в целях блокировки номеров мошенников.

 

          ОП №2 МО МВД России "Ишимский" призывает граждан быть внимательными, проявлять добросовестность, разумность и осмотрительность. Принимать все меры безопасности при работе в системе мобильного банка. Использовать лицензионное антивирусное обеспечение. Не размещать в соцсетях данные своей банковской карты. Никому не сообщать одноразовые пароли, полученные в смс-сообщениях.

Дмитрий СЕМИЛЕТОВ, оперуполномоченный уголовного розыска ОП №2 МО МВД России "Ишимский"

 

Другие материалы по тегу "Осторожно: мошенники!"