Рекомендации родителям "Первые шаги по подготовке к детскому саду"

Продолжение. Нач в №№ 7, 10).

Эта статья адресована родителям детей 2020 года рождения, а, значит, в следующем году ваши  дети могут стать  воспитанниками  детских садов.

 

Формирование   культурно-гигиенических навыков

 

   К моменту поступления в детский сад старайтесь сформировать культурно – гигиенические навыки, которые будут необходимы в детском саду:

1.     мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

2.     умываться после  еды и после каждого загрязнения;

3.     пользоваться полотенцем;

4.     пользоваться горшком.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребёнком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений.   Предметы личной гигиены ребёнка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года,  ребёнок способен находить своё полотенце, которое всегда висит в определённом месте и имеет какой-либо красочный ориентир - рисунок на ткани, аппликация.

 

Учим умываться

·       Завернуть рукава одежды ребёнка.

·       Проверить температуру воды.

·       Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Приговариваем:

 "Ай, лады, лады, лады,

             Не боимся мы воды,

            Чисто умываемся,

Маме улыбаемся".

·       Смыть мыло под струёй воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.

·       Вымыть лицо, называя каждую его часть. Можно приговаривать:

           "Водичка, водичка,

  Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок".

·       Ещё раз обмыть водой руки ребёнка.

·       Закрыть воду.

·       Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.

·       Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

·       Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

 

О формировании умения пользоваться горшком

Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребёнка индивидуально. После года объём мочевого пузыря увеличивается. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз.

   Научить ребёнка пользоваться горшком для многих родителей представляет определённую трудность, особенно сегодня: приученный с младенчества к памперсам, малыш не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни является критическим периодом. Отказ от памперсов  в этот период можно рассматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев желательно сформировать у ребёнка навык опрятности.

   С ранних лет он должен испытать неприятные ощущения от мокрых штанишек, белья, ситуативно совпадающие с его физиологическими отправлениями. Только в этом случае у него начнёт вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранение причин, приводящих к неприятным ощущениям.  Такое поведение можно сформировать у ребёнка очень рано, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать сигналы своим поведением (мимика, двигательная активность, голос). Если мама понимает, что эти сигналы именно для неё и немедленно реагирует (поднимая кроху, приводя в соответствующую позу, приговаривая общепринятые звуки ("пи-пи" и пр., то добивается должного результата, и еёможно поздравить с большим достижением ребёка.

   На втором году жизни методика ознакомления с горшком остаёся той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о воспитании навыка опрятности, а о переучивании. Ребёку комфортно в памперсах, он всегда остаёся сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны памперсы: нарушается понимание причинно-следственных связей, не формируется умение управлять собой исходя из собственных ощущений. Теперь придёся поработать вам обоим. Ведь не оставите же вы ребёка в памперсах до школы! Главное, чтобы ребёок чувствовал, что мама (папа, бабушка и др.) радуется его успехам в самых деликатных ситуациях, и он  будет стараться доставить вам это удовольствие.

 

Учим пользоваться горшком

·       Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребёка. Лучше это делать перед прогулкой, перед сном и после него, если ребёок проснулся сухим.

·       Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, можно предложить ребёку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.

·       Как только малыш оказался мокрым, следует обратить на это его внимание и немедленно сменить штанишки на сухие. Ребёок должен ощутить разницу.

·       Проследите, чтобы ребёок не проваливался в горшок. Края горшка должны быть тёлыми и сухими.

·       Ребёку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подаёт вам сигналов.

·       Взрослый должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребёнка и добиться положительного результата именно в этой ситуации. Можно считать, что такая ситуация – начало и конец ваших проблем: малыш теперь будет предвосхищать её сам. Порадуйтесь, покажите, что вы довольны, похвалите его. И ребёнок будет повторять и повторять такие "желанные" для вас процедуры.

·       Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание. Желательно приучить его опорожнять кишечник с утра.

·       Не следует держать малыша на горшке более пяти минут.

·       Не оставляйте ребёнка на горшке одного, без присмотра. Он ещё слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность.

(Продолжение следует).

 Евгения ДЕРИГЛАЗОВА, консультант проекта "Точка роста"

Другие материалы по тегу "нацпроект образование"