Отзвуки дней суровых

Письма фронтовых лет… До недавнего прошлого мне не приходилось держать их в руках, ощущать тревогу их содержания, нервозность и вместе с тем – теплоту и душевность написанного очень простым и доступным каждому языком.

Никогда не представлял, что эти мятые, потускневшие от времени листочки бумаги, исписанные вкривь и вкось, могут вызывать столько эмоций. Мятые военные листочки… Это составляющие нашей великой истории.

  Данные письма (и некоторые другие документы) – часть семейного архива Зыряновых, представители которых проживали и проживают в нашем районе, хранительница их – прародительница многочисленной династии – Клавдия Афанасьевна, мать одного из своих сыновей – Ивана Георгиевича, речь о котором и пойдёт в нашем повествовании.

  О Зырянове районная газета  в своих материалах упоминала не раз: как о защитнике Отечества, передовом труженике кооперации, коммунисте, общественном корреспонденте. Но повториться о  нём не грех, ибо с тех моментов пролетело уже немало лет. Родился он в 1904 году в деревне Долгушино. Рано познал крестьянский труд, перенёс все тяготы деревенской жизни, холод и голод. Был активным комсомольцем, участвовал в налаживании коллективизации в родном крае, рано вступил в ряды ВКП (б). Великая Отечественная война застала Ивана Зырянова на посту председателя Поддубровинского сельсовета. В первые же её дни стал проситься на фронт, но всякий раз получал отказ на свои просьбы – оставался до особого распоряжения. Лишь в январе следующего года  принёс почтальон в дом Зыряновых повестку, которая хранится по сей день.

  "Справка. Дана военнообязанному 1904 года рождения Зырянову Ивану Георг. в том, что он 15 января 1942 года призван Викуловским райвоенкоматом в Красную Армию по мобилизации.

  Справка выдана для передачи семье на предмет получения льгот установленных для военно-служащих и их семей.

 Викуловский райвоенком

Техник-интендант 1 ранга            Лавренков.

Начальник 1 части                       Лежнин."

  Но на фронт Иван не попал. Его как грамотного по тем временам (5 классов) и вполне сложившегося человека (семьянин, возраст – 37 лет) направляют в Омское пехотное училище на курсы младших командиров. Вот что он пишет о своём житье-бытье в одном из писем.

  "…Обучают нас военному делу. Стрелять из винтовок учат колоть штыком, маршировать по площади. Живу как и раньше писал, изменения нет. Кушаем хорошо в столовой, обмундирование новое сапоги тоже… Пошто вы редко пишите, 18 дней от вас нет весточки. Ладно ли дела дома и в колхозе. Пропишите обо всём. Но пока. До свидания всех вас целую. Ваш И.Зырянов. 10/III 42 год". 

  …Доучиться Ивану и его товарищам было не суждено: обстановка на фронте по-прежнему оставалась очень напряжённой, требовала много новых свежих сил. Из курсантов училища был сформирован отдельный 13-й (!) стрелковый полк и направлен на Сталинградское направление, под Волхов.

  "Добрый день или вечер. Здравствуйте дорогие сродственники дорогая мамочка Клавдея Афанасьевна, сестрица Фекла Егор. жена Арина Ив. сыночек Александра Ив. С приветом к вам и пожеланием всего хорошего в жизни сообчаю, что жив и здоров. Это письмо пишу с дороги так как едем на фронт брошу его на станции в г.Свердловске. Ехали через Петропавловск и город Курган а не через родной Ишим. Думал подышу родным воздухом… Прошу вас не заботтесь обо мне. Ничего не поделаешь я не один и много сейчас наших товарищей на фронте. Видать судьба такая и участь. Особенно я беспокоюсь за мамашино здоровье, знаю что оно подорвано а работа тяжелая. Арина и Феша развеселите мамашу и не обижайте и почитайте ее знаете как я ее почитал и вам так наказываю. Может быть я останусь жив то про вас не забуду. Шурочка слушайся бабы… Передайте привет кумушке Наталье с дочерью с пожеланиями всего хорошего и каждым соседям. До свидания и до свидания. Целую всех вас ваш И.Зырянов. 20 мая 1942 года".

  …Молодых, необстрелянных курсантов доставили в Сталинград в последние дни мая, а уже 29 числа Иван Зырянов в составе 2-й роты 1-го батальона 13-го стрелкового пехотного полка находился в окопах на передовой. Отсюда он написал своё первое письмо с указанием обратного адреса: п/п 826Я.

  "Добрый день Здравствуйте дорогие сродственники дорогая мамаша, сестрица, жена и сыночек Шура. С приветом к вам и пожеланием всего хорошего в жизни вашей. Сообчаю что в настоящее время нахожусь жив и здоров. Сейчас только получил от вас письмо которое вы писали ещё в Омск за которое я очень благодарен и очень очень рад. Только одно для меня неприятно, что мамаша часто плачет и ее здоровье плохое. Дорогая мамаша не заботся обо мне, береги себя. Я ведь когда отправлял то говорил, что вернусь не скоро и не скучай и не переживай…Значит Фешу избрали членом правления колхоза. Но чтож работай и учись, привыкай. Передавайте привет всем с хорошим пожеланием. Мы сидим в окопах, немцы на растаянии всего 200 метров ведем перестрелку. Кушаем хорошо не беспокойтесь. Пишите обо всем и о хозяйстве и как в огородах все растет и как пчелки мед собирают и как в колхозе хлебушко зреет. Но все до свидания и до свидания. Не скучайте дорогая мамаша и пишите мне. Ваш И.Зырянов. 28/VII 42 года".

  …А война шла своим чередом: постоянные артобстрелы, бомбёжки с воздуха, которым, казалось, не будет конца, танковые атаки с пехотой… А бойцы наши телом были на войне, а душой и сердцем – дома.

  "…Рад что дорогая мамаша поправилась здоровьем, берегите ее. Хорошо, что картошка уродилась и урожай в колхозе, будет что поисть. И медком пчелки наделили, от болезней хорошо. Жалко Фешу, что с утра до ночи на ногах нагрузка в колхозе большая а мужиков не осталось Крепись, что поделаешь кругом война. Очень жаль мне и кумушку нашу Наталью, что второй раз осталась без мужика бедняга и сиротинка Арина осталась без папы. Передайте им большой привет и сватье со сватом и соседям. У меня все хорошо жив и здоров, что и вам желаю. Пропишите про брата Колю, нет от него давно вестей. До свидания ваш И.Зырянов. 31/X – 1942 года".

  "У меня все хорошо", -- пишет Иван Георгиевич, а на самом деле в это время он находился в полевом госпитале с контузией, которую получил в одном из боев в середине октября за безымянную высоту. Не хотелось бойцу расстраивать близких своими болячками, рассказывать правду об окопной жизни, о жестокостях войны, да и армейская цензура не пропустила бы такое письмо с "искажениями действительности". К октябрьским праздникам сибиряк был выписан из санчасти, и снова бои, бои, бои…Но уже бои наступательного характера, освободительного.

  В одном из сражений, за населённые пункты Горловку и Варваровку, Гвардии рядовой Зырянов Иван получил тяжёлое осколочное ранение в правое плечо. Случилось это 23 ноября 1942 года. Сначала солдата лечили в прифронтовом госпитале, но рана не заживала, постоянно гноилась. Возникла угроза ампутации правой руки. Тогда, по настоянию хирургов, Зырянов был эвакуирован в тыл, в г.Верещагино Молотовской области (п/я 366, корпус №5, палата №8). Лечился он долго. Врачи делали всё возможное, чтобы вернуть его в строй, но… Рука не слушалась, требовалась длительная реабилитация. В январе 1943 года медицинская комиссия признала его негодным к дальнейшему прохождению военной службы.

  Иван Георгиевич вернулся домой, к семье. Трудился по силе возможности; работал продавцом, заготовителем в райзаготконторе, занимался общественно-политической деятельностью. Имеет звание "Почётный гражданин улицы им. Ленина" в с.Викулово. Ушёл из жизни ветеран ровно в 90 лет – 1 сентября 1994 года. Похоронен на Викуловском кладбище рядом с дорогой супругой Ариной Ивановной.

Фото Татьяны СУХОВОЙ

Другие материалы по тегу "Листая военный альбом"