Возвращая утраченное

Когда смотришь на старинные фотографии белокаменных и деревянных православных храмов, которые до установления советской власти украшали и крупные города, и небольшие русские деревеньки, невольно задаёшься вопросом: «Куда же они делись и почему исчезли?».

Уцелели в первозданном виде немногие из них. И так грустно становится землякам, когда начинаешь вести об этом разговор -- не сумели в своё время эту красоту сберечь, сохранить. Вместе с гонениями на православных христиан после революции 1917 года, намеренно была уничтожена не только большая часть храмов, но и забыты многие традиции, из поколения в поколение передававшиеся людьми, нравственные устои, духовные ориентиры.

   В наше время, когда годы правления советской власти уже в прошлом, также как и дореволюционное религиозное русское общество, современные поколения понемногу начинают возвращаться к своим истокам. В разных уголках необъятной России возрождаются разрушенные храмы, у молодёжи растёт интерес к церковно-приходским школам, всё больше людей интересуется экскурсиями по святым местам страны, где можно зарядиться положительной энергией, обрести душевное спокойствие и умиротворение. И хотя восстановить не так легко, как уничтожить, но самое-то главное – что этому положено начало. Есть начало, значит, будет и продолжение… В этом уверены и православные верующие Чуртанского сельского поселения.

   В 2015 году малочисленная группа энтузиастов взялась за идею открытия прихода Вознесения Господня. И вот благодаря их инициативе, этот приход действует уже четыре года. Практически каждое воскресенье здесь проходят богослужения. А ведь Чуртанская земля их не припоминала с 1964 года, когда здесь был закрыт, а после и вовсе разобран Вознесенский храм…

                                        Строками истории

   Старшее поколение чуртанцев помнит свою красавицу-церковь уже в полуразрушенном состоянии. Известно, что этот духовный очаг был уничтожен руками представителей советской власти последним в районе. Из величественного и очень важного для населения здания оно превратилось в обычное помещение, в одночасье потеряв своё былое убранство.

   Тамаре Флегоновне Артамоновой, главному идейному вдохновителю по открытию Чуртанского прихода, уже за шестьдесят, и потому она тоже знает о былом храме только по рассказам односельчан. В детстве ей приходилось бывать в его стенах, но забегала она туда уже не помолиться, а перекусить. Церковные комнаты стали столовой, а потом и вовсе отошли под прачечную, где воду после стирки сливали прямо на пол. В результате пол быстро начал портиться, и здание пришло в негодность. Его ликвидировали, разобрав по брёвнышкам. Из них построили двухквартирный жилой дом, в котором и по сегодняшний день живут люди. И, наверное, жильцы даже не догадываются об истории происхождения их жилья…

   А в начале прошлого столетия чуртанцам просто необходим был свой храм, потому что село считалось довольно крупным. Возвели его прихожане на пожертвования граждан в 1901 году. Он числился приписным к Троицкой церкви села Викуловского Тарского уезда. Церковь была освящена в честь двунадесятого православного праздника Вознесения Христова. Богослужение совершал второй штатный священник Викуловской церкви. В 1917 году был открыт самостоятельный Чуртанский приход, находившийся в ведении Тобольской кафедры.

   Но уже в 1920-е годы храмы по всей стране стали массово закрывать, верующих притесняли, переубеждали. Работающее население Чуртана всё меньше посещало храм, опасаясь наказания со стороны руководителей, председателя. Только местные бабушки ещё тайком крестили своих внуков и водили их в церковь. Но всё же большинство чуртанцев старших поколений так и остались некрещёными, несмотря на то, что всё-таки до 60-х годов церковь здесь продолжала действовать. Видимо, политика по переубеждению жителей здесь была особенно жёсткой и, в то же время, успешной. Зато люди с других деревень пешком шли в Чуртан, чтобы отстоять литургию. По воспоминаниям старожилов, на Пасху, освятив яйца и куличи, они усаживались на полянку перед храмом, так как  всем в нём не хватало места…

                                       К истокам тянется душа

   Конечно, в душе многие чуртанцы хотели бы вновь обрести разрушенный храм, но конкретно в 2015 году задались целью и взялись за дело только единицы. Речь шла не о восстановлении, потому что этого сделать уже невозможно, а об открытии прихода. На строительство новой церкви или часовни нужны немалые деньги, и просто так, за один год, их не собрать. Сбор средств идёт и поныне, и любой желающий может вложить столько, сколько сможет – здесь каждая копейка на счету. Общими усилиями сто тысяч уже собрано.

   Главным организатором в благом деле по открытию прихода стала жительница Чуртана Тамара Флегоновна, в прошлом учитель технологии Чуртанской школы, а её главным помощником – Наталья Иннокентьевна Важенина, местный учитель истории. Население же настороженно отнеслось к их идее, в большей части с недоверием. Одни поддержали своих земляков, а другие предпочли остаться в стороне. Зато помог настоятель Свято-Троицкого храма, на тот момент им был отец Илья. Он дал благословение на открытие прихода.

   Его разместили в помещении бывшей библиотеки. В одной части ранее располагался книжный отдел, в другой – детский сад. А ещё раньше здание полностью было детским садиком, и здесь выросло не одно поколение чуртанских ребятишек. Теперь же в первой половине располагается почта, а во второй -- просторной, светлой комнате – приход. На стенах висят иконы, в том числе одна из них – точно из бывшего храма Вознесения Господня. Житель деревни Яузяк привёз её сюда, когда приход открылся. Всю жизнь он знал, что икона Богородицы, стоящая в его доме – из Чуртанского храма Вознесения. Есть здесь и деревянная, тоже старинная икона – её принесли в дар Свято-Троицкому храму, а оттуда её передали в приход. Одни хозяева делали ремонт в бабушкином доме, а, когда сломали стену, нашли в ней эту икону, завёрнутую в тряпицу. Они считают, что сама верующая бабушка ещё при жизни замуровала её туда, чтобы сберечь. Примечательно, что на иконе изображено именно Вознесение Господне. Поэтому Т.Ф. Артамонова и Н.И. Важенина не исключают варианта, что она тоже могла быть из Чуртанского храма.

   С улыбкой вспоминает Тамара Флегоновна январь 2015-го. Тогда она и супруги Соснины из соседней деревни Доставалово навели в комнате для прихода чистоту и порядок. Да и сейчас хозяйственная часть полностью на Тамаре Флегоновне.  Наталья Иннокентьевна больше отвечает за бухгалтерию, бумажную работу. Своими силами они поддерживают здесь необходимую атмосферу, и не скрывают: с появлением прихода в их жизни восполнилась недостающая частичка, появилась та отдушина, о которой долгое время могли только мечтать.

   -- Чем больше мы ходим сюда, чем больше посещаем литургии, тем сильнее возрастает наша потребность в этом, -- делится Наталья Иннокентьевна. – По воскресеньям к нам приезжает отец Сергий. На прошлой неделе воскресную службу посетили десять человек. Разогнали в своё время большевики верующих… Да мы никого и не заставляем, не убеждаем, не призываем ходить сюда – это дело каждого земляка. Но всегда информируем, развешиваем объявления, особенно по крупным праздникам, и приглашаем всех желающих. По воскресеньям мы ведём просветительскую деятельность с прихожанами, читаем Евангелие. Ведь многие, считающие себя верующими, по сути даже не знают азов православия. Вот вместе мы и разбираемся во всём.  

                                     Всё не просто так

   Видя такую воодушевлённость, инициативность и тягу к духовному миру в Тамаре Флегоновне и Наталье Иннокентьевне, просто нельзя было не спросить: а откуда в них самих столько религиозности? Почему именно эти женщины так радеют за существование Чуртанского прихода? Оказалось, что, действительно,  – это не взялось из ниоткуда, а родом из детства. У обеих родители были верующими. А дети, как известно, невольно всё впитывают и перенимают от своей семьи. Священники на этот счёт говорят: "Добрые семена, заложенные в детях, прорастают не сразу, но обязательно дадут о себе знать в течение жизни".

   Вот и Тамара Флегоновна неслучайно подняла односельчан на благое дело. Оказывается, её дедушка – Фёдор Евтифеевич, отец мамы – был духовным старостой в своей деревеньке. Что-то от его характера, по всей видимости, передалось и внучке. Родители Тамары, как и их предки, были старообрядцами. Отсюда и такое интересное у неё отчество. Хотя правильно имя отца-старообрядца писалось "Флегонт". Но со временем буква "т" на конце в отчестве дочери утерялась. Старообрядцы Флегонт Леонтьевич и Александра Фёдоровна Кашины прибыли в деревню Доставалово Викуловского района с Урала, Свердловской области, поселения Роща (Большие Урмы). После войны в Доставаловский колхоз требовался кузнец, и отец семейства, узнав об этом, привёз своих семерых детей и жену на новое место жительства. Кроме того, на Урале старообрядцев недолюбливали и притесняли, а здесь в этом плане было спокойнее. В православные церкви старообрядцы не ходили, жили своим укладом. Поэтому на новом месте их никто не трогал: ни местные жители, ни советская власть. Уже здесь родилась и Тамара. Вскоре семья увеличилась до 11 детей. Раз родители были набожными, то верили в Бога и дети, знали основные молитвы, читали толстые старообрядческие Библии в деревянных окладах. А молиться – двумя перстами или тремя – в те годы уже было неважно, так как это всё равно запрещалось властью. Покреститься же Тамара Флегоновна смогла только тридцать лет назад, в Омске.

   А вот Наталью Иннокентьевну крестили во втором классе. Семья тогда жила в Петропавловске (Казахстан).

   - Родители на этом настояли, но я сопротивлялась, как могла, -- вздыхает она. – Я была октябрёнком, потом пионеркой – нам нельзя было верить в Бога. У детей же всегда есть потребность в идеалах, им нравится ходить строем – хоть под церковные песни, хоть под пионерскую "Зорьку". А сейчас, с возрастом, я осознала ценность нашей веры…

  - Чем старше становится человек, тем больше он начинает тянуться к своим корням, своим истокам, -- подключается к разговору Тамара Флегоновна. – Так же, как с возрастом больше хочется вернуться в детство, побывать в тех краях, где появились на свет…

   Ещё обе женщины замечают: нет в деревнях церквей, потому люди в них и не ходят. Если бы они появились, понемногу, потихоньку, народ бы к ним потянулся. Приход – это тоже замечательно, но всё-таки помещение детского сада пока как-то не очень вяжется в умах земляков с настоящим храмом. А напоследок нашей беседы Т.Ф. Артамонова отметила: "С появлением прихода земляки начали хоть немножко интересоваться верой, значит, уже всё было не зря. Нужна им церковь, это чувствуется. Потому что все мы так или иначе в душе ищем Бога"…

На снимке: Тамара Артамонова в Чуртанском приходе

 Фото автора

Другие материалы по тегу "Православие и мы"