В гостях у русской песни

О, песня русская, родная,

Как ты нежна и глубока!

Горит в тебе, не догорая,

Моя любовь, моя тоска.

Говорят, песня – душа народа. Она выражает самое лучшее, что есть в наших людях – широту и щедрость русской души, стремление к красоте и нежности, трудолюбию… Песни, романсы были и остаются ничем не заменимой частью русской художественной культуры, доступные самым широким кругам русского общества.

Вот таких любителей русской песни собрала в октябре этого года в зале Тюменской филармонии Государственная Капелла Санкт-Петербурга под управлением народного артиста СССР Владислава Александровича Чернушенко. А нам, викуловчанам, было отрадно ещё и потому, что в составе Капеллы присутствовал и наш земляк – заслуженный артист России и Карелии, солист певческой капеллы, обладатель редчайшего, самого низкого певческого голоса – басо-профундо – Владимир Робертович Миллер, благодаря которому (а также его сестре Г.А. Булдаковой) мы и попали на этот концерт.

Итак, мы в переполненном зрительном зале филармонии. На сцене капелла в составе 59 человек. Мужчины -- в чёрных смокингах, женщины – в светло-фиолетовых велюровых платьях.

Нас приветствует В.А. Чернушенко, коротко знакомит зрителей с историей капеллы: само слово "капелла" когда-то относилось к тому месту в церкви, где размещался хор, а позже стало употребляться и в значении самого хора. История Певческой капеллы Санкт-Петербурга уходит своими корнями в 1479 год, когда по указу Ивана III в Москве был учреждён хор Государственных певческих дьяков, ставший колыбелью русского хорового искусства. За время своей деятельности Капелла явилась важнейшим источником просвещения в России, крупной профессиональной школой, воспитавшей не одно поколение дирижёров, композиторов, певцов. Многие годы жизни и творчества выдающихся музыкальных деятелей: Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, Бортнянского и др. связаны с ней. В течение нескольких лет управление капеллой осуществлялось итальянским маэстро. При их поддержке молодые русские музыканты овладевали высочайшим мастерством европейской музыкальной школы. Мастерство придворных певчих, соединяющее традиционную церковную и итальянскую манеру пения восхищало многих, особенно иностранцев: "Это пение проникает до глубины души, невольно чувствуешь благословение и побуждение к прославлению Высочайшего Существа. Капелла – самый прекрасный хор, который нам приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно".

После Октябрьской революции творческая активность капеллы не ослабела. Переименованная в 1918 г. в Петроградскую хоровую академию, а в 1922 г. в Ленинградскую Государственную Академическую капеллу, она продолжает деятельность по пропаганде музыкальной классики.

Владимир Александрович ещё много интересного рассказал о жизни и деятельности капеллы, о её руководителях, певцах и музыкантах, гастролях, трудностях, победах и, наконец, пригласил на первое отделение хора русской духовной музыки.

Зал замер, когда без микрофонов, без музыкального сопровождения, а только по взмаху руки дирижёра хор запел "Литургию" и "Всенощную" Чайковского, "Страстную седмицу" Гречанинова, "Реквием" Верди, "Страсти по Иоанну" Баха, "Всенощное бдение" Рахманинова и т.д. Слушая эти русские духовные песни, душа словно замирает, она несёт тебя в какой-то возвышенный, неземной мир. И наверняка не было в зале такого человека, душу которого не тронуло бы это пение. Каждое исполнение оканчивалось бурей аплодисментов. Надо отметить, что перед тем, как исполнить песню, ведущий коротко рассказывал историю этого произведения.

Во втором отделении звучали русские народные песни, романсы и песни, посвящённые Великой Отечественной войне. Какой же многоцветный спектр русской песни – настоящая кладезь богатства человеческих чувств. В ней сплелись любовная тоска, светлая грусть разлуки и радость встреч, доброта к людям и горькое одиночество. Исполнение капеллой этих песен прозвучало как противовес современным шлягерам, их словесному убожеству и агрессивности музыкальных ритмов. Владислав Александрович привёл немало примеров, как современные певицы искажают истинный напев русской песни.

Во втором отделении концерта мы услышали и голос нашего земляка Владимира Миллера, который родился в с.Викулово в 1964 г. в семье Нины Николаевны Молодых и Роберта Фёдоровича Миллера. Дедушку Владимира многие односельчане помнят, Николай Яковлевич Молодых был уникальнейшим человеком своего времени. Он был заместителем директора школы по административно-хозяйственной части, при котором школа была всегда в образцовом порядке, а он сам был замечательным баянистом, музыкальным руководителем детского и учительского хора. Бабушка -- Клавдия Павловна Молодых – любимая учительница начальных классов. По семейным обстоятельствам семья Молодых--Миллер переехала в г. Красноярск, где Владимир учился в музыкальном училище на теоретика.

При личной встрече с Владимиром, которая происходила в гостеприимной квартире Людмилы Дударевой (когда-то она тоже жила по соседству с семьёй Молодых и дружила с родителями Владимира), он рассказал, что не собирался быть певцом, но однажды ему сказали, что у него нестандартный голос: на октаву ниже, но это в то время его не особо интересовало. Потом он приехал в Санкт-Петербур консультироваться по теоретическим предметам, но так получилось, что он не попал ни к одному профессору. Тут он вспомнил об уникальности своего голоса и решил прослушаться у вокалистов. В то время ректором консерватории и художественным руководителем был В.А. Чернушенко, который после прослушивания его и не отпустил. Так, неожиданно для себя, он стал певцом. Консерваторию всё-таки окончил и 4 года ездил в Кёльн учиться петь у всемирно известного певца Курта Молля и одновременно пел в капелле. Выступал он с сольными программами в Ватикане, Люксембурге, Великобритании, Германии, Голландии, Италии, Литве, Польше, России, США, Эстонии, Югославии, участвовал в различных фестивалях.

В концертном репертуаре Владимира множество произведений – от древнерусских распевов до сочинений современных авторов. Он стал первым интерпретатором многих, специально для него написанных, сочинений. Помимо исполнительской деятельности Владимир занимается исследованиями в области русской музыки, имеет печатные работы.

Из-за уплотнённого графика он редко бывает с семьёй, с женой и тремя своими детьми. Владимир очень интеллигентный, простой в общении человек, который с первой же минуты располагает к себе. Он очень давно мечтает побывать на своей родине, и хотелось бы надеяться, что это когда-нибудь обязательно осуществится.

подруга детства отца Владимира –

Роберта Фёдоровича

Фото принёс автор

Другие материалы по тегу "Из редакционной почты"