Легко, если вместе!

Сегодня в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед государством стоит задача подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, жизнь в условиях поликультурного общества, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы.

В концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отмечается, что развитие личности – смысл и цель современного образования. Именно в начальной школе закладывается основа знаний, умений и навыков человека, но не только, здесь он начинает развиваться как личность.

С 1 сентября 2010 года в регионе началась апробация стандартов нового поколения в начальной школе, Викуловская школа №1 стала в нашем районе "первооткрывателем" этой программы.

В день, когда в Викуловскую школу №1 пришли журналисты, чтобы встретиться с учителями начальных классов, в ней царила суета – учителя со всего района собирались на методическое объединение педагогов начальных классов. И всё-таки учителя нашли для нас время и рассказали, как построена работа педагогов в условиях, скажем так, новой школы.

Внутри школы есть своё методическое объединение учителей начальных классов, руководит которым Т. В. Лотова. Девиз этого небольшого, но очень дружного коллектива -- "Легко, если вместе!". Всё потому, что педагоги во всём помогают друг другу, если что-то начинает делать один, подхватывают все. Особенно сейчас, когда школа стоит на пороге преобразований.

-- Начальная школа в этом году работает в двух направлениях, одно из которых – следование стандартам второго поколения, -- начинает рассказывать о работе педагогов Капиталина Александровна Каренгина, учитель 4 класса. – Стандарты второго поколения подразумевают определённый режим работы, определённую нагрузку на учителей, имеют и такую особенность: у каждого педагога – 10 часов внеурочной деятельности в неделю. Дети занимаются в школе до 15.00.

В местных СМИ, в сентябре, когда первоклассники стали заниматься в школе не только учебной деятельностью, но и внеурочной, досуговой, развивающей (причём обязательной), уже говорили о том, легко ли это даётся детям, которые к школе ещё не адаптированы. Сегодня можно уже говорить об уровне знаний, поведении, организованности детей, проучившихся первую четверть в довольно сложном режиме (ежедневно уроки и развивающие занятия).

-- Сентябрь для многих детей был трудным. Плаксивость, утомляемость. Но сейчас большинство детей уже адаптировались, и родители отмечают положительные изменения, говорят, что дети имеют такие знания, которых они от них не ожидали. Например, спрашивают, откуда они узнали о разных битвах, а дети отвечают, что им это рассказывали на кружке "Героические битвы".

С первыми классами в этом году работают А.Г. Гончарова и Г. Н. Панова. Они первыми включились в эксперимент. Для работы в каждом классе по каждому учебному предмету, в том числе и для внеурочной деятельности, летом они разрабатывали учебные программы – индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого определяются оптимальные и более эффективные содержание, форма, методы и приёмы организации образовательного процесса.

Капиталина Александровна посетила уроки учителей и внеурочные занятия. Курсы, считает она, выбраны очень интересные. Ведут их несколько специалистов. Очень понравился кружок "В мире народной музыки", на котором с ребятами занимается специалист РДК И. В. Мохов, добросовестный, компетентный, умеющий увлечь и заинтересовать детей педагог. Т. В. Матюхина ведёт курс "Чудо-ритмика", на который дети идут тоже с большим желанием. Сами же учителя начальных классов ведут 5 часов внеурочной работы.

-- Думаем, во втором полугодии нужно немного разгрузить учителей. Очень тяжело. Пригласим специалистов центра дополнительного образования и развития детей, других учителей школы.

Второе направление начальной школы – это работа во вторых – четвёртых классах по развивающей системе Л. В. Занкова. Она основана на новой дидактике, цель её – максимальная эффективность обучения для общего развития школьника. Богатое содержание образования и средства педагогической деятельности направлены на целостное развитие личности ребёнка, его ума, воли, чувств, а не только усвоение им знаний, умений и навыков. По этой системе в первой школе работают уже довольно долго, есть "занковцы", перешедшие уже в среднее звено – шестиклассники, они продолжают обучаться по этой методике. Учителя-предметики отмечают положительные результаты. В этом учебном году ещё двое педагогов – К. А. Каренгина и С. А. Микина – выпускают "занковцев". Эти два учителя всю работу делают вместе: тематическое планирование, контрольные, классные часы, мероприятия. Не первый раз выпускают классы вместе, стажисты, постоянно открывают что-то новое для себя.

Во вторых классах преподают трое педагогов – Т. В. Лотова, человек добросовестный, во всём у которого полный порядок, что в документах, что в оформлении, организации и проведении мероприятий, Е. А. Гончарова, коллеги которую характеризуют как труженицу, открытые уроки её проходят всегда на высоком уровне (тщательно подбирается материал, продумывается конспект), и Н. Н. Кривых – спокойная и уравновешенная, педагог целеустремлённый, добивающийся высоких результатов.

С двумя вторыми классами занимаются "две Людмилы" -- так тепло называет педагогов Л. В. Лазутину и Л. С. Павловскую Капиталина Александровна.

-- Людмила Васильевна, можно сказать, ведёт за руку Людмилу Сергеевну по тропинкам, для неё она наставник и друг. Молодой педагог, в свою очередь, не стесняется спросить совета, рада поддержке.

Несколько лет работает в начальной школе и В. К. Денисова, сейчас она ведёт уроки технологии и занимается внеурочной деятельностью с ребятами. Коллеги считают, что она талантливый педагог, замечательный организатор, обладает высоким творческим потенциалом. Несколько лет Вера Кирилловна возглавляет профсоюзную организацию школы, проводит большую работу с родителями.

В методобъединение учителей начальных классов первой школы входит 9 педагогов, психолог С. В. Муромцева, курирует работу И. А. Родионова. На собраниях МО составляются планы, обсуждаются предметные недели, подготовка олимпиады, тематических мероприятий. На последнем районном МО проходила защита работ по самообразованию учителей Л. В. Лазутиной и А. Г. Гончаровой, прошедших аттестацию на подтверждение 1 категории. Вообще учителя первой школы – активные участники различных конкурсов, обладатели почётных грамот и званий. В 2008-2009 учебном году Г. Н. Панова и К. А. Каренгина участвовали в конкурсе "Учитель года", Капиталина Александровна заняла 3 место. В следующем году она получила грант президента, участвуя в конкурсе "Лучших учителей Тюменской области", кроме того, педагог – почётный работник общего образования Российской Федерации, имеет грамоту Министрерства образования. А Г. Н. Панова – Отличник народного просвещения РФ. А. Г. Гончарова заняла второе место в конкурсе "Интерфейс" в 2009-2010 учебном году. У самого "младшего" педагога – стаж 3 года, у "старшего" -- 31 год. Всем есть к чему стремиться!

В планах начальной школы – создание школы будущего первоклассника. Называться она будет "Филиппок" и работать начнёт с 1 апреля 2011 года. Главная цель этих занятий – подготовить воспитанников детских садов к школе, важно, чтобы в первый класс они пришли уже адаптированными. Заниматься с ребятами будут С. А. Микина, специалисты и психолог, физруки и Т. А. Сухова, учитель ИЗО. Педагоги надеются, что в школе будущего первоклассника ребятам будет интересно! Пожелаем им успехов, любви к своей сложной профессии и смышлёных учеников.

Год учителя подходит к концу. Как никогда чаще на страницах "Красной звезды" появлялись материалы об учителях района, о новаторстве, достижениях, победах и планах. Год учителя заканчивается, но слова благодарности педагогам никогда не сойдут с газетных полос, ещё о многих будет написано, ещё не раз мы вместе со всеми жителями района порадуемся их успехам! О. СУББОТИНА

На снимках: коллектив учителей начальных классов ВСШ №1; рисунки и поделки детей Фото Т. СУХОВОЙ

Другие материалы по тегу "Год учителя"