В логопедической работе помогут родители

Не для кого не секрет, что проблем с развитием речи у дошкольников становится всё больше и больше. И если вдруг родители замечают отставание в развитии детей, то тревогу нужно бить как можно раньше и начинать коррекционные логопедические занятия.

-- Если раньше у детей была в основном возрастная дислалия – нарушение звукопроизношения – от трёх до пяти-семи звуков, то сейчас встречается общее недоразвитие речи разных уровней, которое очень сложно поддаётся коррекции, -- считает учитель-логопед Викуловской коррекционной школы Ирина Фёдоровна Мироненко. – Дети с ДЦП – как правило, с диагнозом анартрия (отсутствие способности говорить). Встречаются дети и с ЗПР – недостаточной сформированностью всех средств языка. То есть если раньше был какой-то один диагноз у одного ребёнка, то теперь может быть от 1 до 3 диагнозов.

  Из коррекционной школы на логопедические занятия к И. Ф. Миронено ходят 26 человек, это дети со сложными диагнозами, которым незамедлительно требуется логопедическая помощь. Существует ещё и районный логопедический пункт для дошкольников, который ведёт также логопед коррекционной школы. На каком основании ребёнка можно определить на занятия в логопункте? Первое – по ИПР (индивидуальной программе реабилитации), если ребёнок на инвалидности, если в программе прописана рекомендация логопедической коррекции; второе – по медицинскому заключению из речевых реабилитационных центров; третье – по  заключению-справке ВК от педиатра, где прописывается, что ребёнок нуждается в логопедической помощи; четвёртое – по заключению районной ПМПК.

   С начала учебного года в логопедическом пункте посещают коррекционные занятия 16 человек, в резервном списке – ещё 5. Но достаточно ли только одной работы логопеда, чтобы корректировать речь ребёнка и дать ему шанс на полноценную жизнь? Нет! Только заинтересованность родителей в исправлении речи детей может дать положительные результаты в такой непростой задаче. Как родители могут помочь своим детям?

   -- Часто родители считают, что если ребёнок пришёл в логопункт, то его речь поддастся коррекции, ребёнок восстановится, и их удивляет, что нужно выполнять домашнее задание, -- говорит И. Ф. Мироненко. – Родители говорят, что дома дети не будут выполнять задания, нет желания, и зачем оно вообще нужно, если ребёнок уже позанимался?  Домашнее задание по логопедии просто необходимо! И каждый родитель должен выкроить именно вечернее время для занятия. И ни в коем случае не тот момент, когда ребёнок увлечён игрой – в его детским мир вклиниваться не нужно.

   Результативность коррекционной помощи зависит от заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве учителя и родителя отводится именно  домашнему заданию. Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи, связной речи, правильному  звукопроизношению и так далее.

   Выполняются задания в индивидуальной логопедической тетради. Логопед прописывает задание, и если он говорит, что нужно что-то вклеить, нарисовать, написать, то родитель не должен ни в коем случае делать это за ребёнка. Здесь идёт развитие и мелкой моторики, и фантазии, и закрепление материала.

  --  Домашнее логопедическое задание – это помощь логопеду и ребёнку. Тот, кто выполняет задание, быстрее усваивает материал. То есть, к примеру, если ребёнку поставлен звук на занятии, а дома его не закрепили, звук может пропасть и уйти в исходное положение. И всё придётся начать сначала, -- акцентирует внимание учитель-логопед. -- Итак, дома закрепляются навыки. И не в коем случае не нужно заострять внимание на недостатках ребёнка (зачем картавишь, шепелявишь?). Ребёнок комплексует.

   Таким образом, домашнее задание выполняется обязательно. Выполнять задание нужно по частям,15-20 минут, каждый день. Не забывать уделять внимание артикуляционной гимнастике, перед зеркалом, сидя, чтобы ребёнок видел свой артикуляционный аппарат и правильность выполнения. В выходные дни выполнять домашнее задание не рекомендуется, лучше разбить его материал порциями на будни. А выходные – это расслабление, отдых.

   -- Взрослые должны поощрять детей за достижения, я на занятиях, например, дарю ребятам наклеечки. Если дети затрудняются выполнять домашнее задание, то родители должны консультироваться с логопедом. То есть родитель должен быть в первую очередь заинтересован в успехах ребёнка, -- делает вывод И. Ф. Мироненко.

   И тогда можно ждать положительных результатов в коррекционной логопедической работе.

 

Другие материалы по тегу "образование"