Три Спаса – праздники с глубоким смыслом

Август — время трёх православных праздников — Спасов. С каждым из них связано определённое религиозное событие.

   14 августа — Первый Спас, Медовый. Православная церковь празднует в этот день Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Дело в том, что праздник зародился в Константинополе несколько веков назад и был посвящён выносу из царской сокровищницы частицы креста, на котором распяли Спасителя. В то время бушевали эпидемии тяжёлых болезней, и верующие, уповая на Божественную помощь, прикладывались к Кресту. Иисус Христос, распятый на кресте, освятил его тем самым своими страданиями, в кресте стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. В народном календаре этот праздник посвящён сбору мёда. Считается, что именно в это время соты максимально наполняются. Собранное лакомство освящают в церкви, а хозяйки в праздничный день стараются приготовить как можно больше блюд с содержанием мёда. 
   Яблочный Спас  приходится на 19 августа. На этот день в православии приходится великий праздник — Преображение Господне. Он установлен в честь события, описанного в Евангелиях, когда Иисус Христос явил перед тремя учениками свою божественную природу, оставаясь при этом в своём человеческом облике. Таким образом, этот праздник — в честь соединения Божественного и человеческого в лице Иисуса Христа. На Яблочный Спас начинали прощаться с летом и готовиться к осени. До этого момента обычно не вкушали яблок: это считалось плохой приметой, да и плоды обладали далеко не теми вкусовыми свойствами, которые обретали к 19 августа. 
   29 августа — день Третьего Спаса, называемого также Хлебным или Ореховым. По церковному календарю в этот день почитаются перенесение Нерукотворного образа Спасителя, а также мученик Диомид-врач и Феодоровская икона Божьей Матери. Обрядовая еда на Третий Спас — хлеб из зерна нового урожая, каши и, конечно же, орехи. По народным приметам, если урожай орехов обилен — значит, на следующий год хорошо уродится хлеб. Третий Спас знаменует окончательный переход от лета к осени: в старину в это время завершались августовские полевые работы, засеивали озимые культуры. Окончательно вызревали лесные орехи, которые в этот день собирали и освящали во время церковной службы.

   Настоятель Свято-Троицкого храма священник Владимир рассказал о значении этих трёх праздников в жизни наши предков, а также о том, какую роль они играют для нас сегодня.

   - На Успенский пост приходится ряд народно любимых праздников – "Спасов". Каждый из них посвящён Спасителю Господу Иисусу Христу, и в каждый из них освящаются начатки нового урожая. На Изнесение древ Креста Господня (14 августа) освящается мёд, в день Преображения Христа на Фаворе (19 августа) – плоды садов и огородов, а в празднование Нерукотворного Образа Спасителя – орехи. Стоит отметить, что понятия "яблочный спас или медовый" не соответствует церковной традиции, это чисто народное выражение, и от такого названия праздников лучше воздержаться. Традиция освящать в храме мёд, виноград, орехи пришла к нам из Греции. И в те времена, когда эта традиция зародилась в греческой церкви, она имела практическое значение. Таким образом, люди символически выражали свою благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение благодарности заключалось в покаянии и молитве. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. В России эта традиция изменилась, так как далеко не везде у нас растёт виноград, и в храмах стали освящать яблоки или другие овощи и фрукты, выращенные своими руками. Но это всё внешнее и не самое главное. Тем более, что в наше время вряд ли у кого-то есть яблоневый сад, от которого можно было бы принести результат своего личного труда и поделиться им со своим ближним. Сегодня жизнь наша изменилась, но внутренний смысл никуда не делся. Да, к большому нашему сожалению, мы в основном обращаем внимание на внешнее и надеемся, что освящённое яблочко нас приблизит к Богу… Но нет, это совсем не так. Смысл здесь в другом. В те времена, когда эта традиция зарождалась, люди, в большинстве своём, жили сельским хозяйством, а собранный богатый урожай – это было благоденствие на целый год. И точно также отсутствие урожая означало тяжёлое время для семьи. Если урожай был добрым – народ спешил в храм поблагодарить за это Бога и, заодно, не забыть о тех, у кого в этом году дела обстояли не так хорошо. Другими словами – эти праздники можно было бы назвать праздниками милосердия, когда верующие делились между собой тем, что есть, когда были единым целым, единым народом и в радости, и в горе, когда умели видеть чужую боль и скорбь, когда умели помогать бескорыстно, просто так. Получается, что и сегодня в этих трёх праздниках мы должны видеть не столько освящение плодов, сколько возможность совершить доброе дело. И в первую очередь, мы должны начать это дело с молитвы, с посещения храма, а освящёнными плодами поделиться с теми, кто в этом нуждается. Или просто поделиться со своими близкими, родными, знакомыми, разделить с ними радость праздника. Ведь как часто, в суете наших дней, мы забываем о своих родных. В век технологий, кажется, что всё просто, можно всегда позвонить, написать сообщение через Интернет и поэтому откладываешь на потом. Но проходит время, и становится уже поздно. Поэтому в эти праздники и нужно вспомнить о близких, разделить с ними радость, вспомнить, умеем ли мы ценить время, дорожить теми, кто ещё с нами рядом, беречь то, что есть у нас сегодня.

                                                                                           А. НАУМОВА

Другие материалы по тегу "Православие и мы"