И лился отовсюду колокольный звон…

Деревянная Русь… Образ нашей Родины ассоциируется больше всего со старинными деревеньками, уставленными нехитрыми бревенчатыми избами, с зелёными лесами, многочисленными реками и озёрами, золотистыми нивами, и, конечно, православными храмами.

В наши дни в районе сохранился только один Свято-Троицкий храм, а ведь ещё столетие назад церковь стояла практически в каждой центральной усадьбе. Жизнь верующих без неё была немыслима: здесь женили и крестили, давали новорождённым имена, отпевали умерших. Вся жизнь селений была сосредоточена около церквей. По праздникам и воскресным дням маленькие сибирские деревушки, затерянные среди лесов, оживали от заливистого, мелодичного звона церковных колоколов. Многие селения, из тех, в которых были крупные церкви и часовни, есть и сейчас, но такой перезвон вряд ли уже на этих территориях когда-то услышат люди. В годы советской власти храмы были разрушены, и на их местах остались только небольшие пустыри, кое-где даже заросшие крапивой…

                                              Звучал в Чуртане…

   Листая разные страницы православных книг Тюменской области и православных интернет-сайтов, удивляешься: церквей, оказывается, было у нас немало. О самых крупных из них удалось собрать некоторую информацию.   Однажды мне в руки попала копия фотографии Чуртанской церкви (на снимке). Это фото, по словам жителей, было сделано в те годы, когда церковь была близка к закрытию, об этом свидетельствуют и затворенные ставни. Сразу захотелось узнать её историю, ведь по меркам времени, церкви не стало не так уж давно, и многие старожилы ещё помнят это красивое деревянное здание, стоявшее в центре села.                         

   Село Чуртан (ранее Чуртанское) было основано не позднее 1749 года, первоначально именовалось деревней Чертанской. К началу 20 века это село считалось довольно крупным. Такому большому селению в те годы просто необходим был свой храм. И вот, он был построен прихожанами в 1901 году, и числился приписным к Троицкой церкви села Викуловского  Тарского уезда. Возводили его только на пожертвования граждан, они понимали: там, где церковь, - там духовное здоровье населения. Церковь была освящена в честь двунадесятого православного праздника Вознесения Христова. Богослужение совершал второй штатный священник Викуловской церкви. В 1917 году был открыт самостоятельный Чуртанский приход, находившийся в ведении Тобольской кафедры.

   В 1920-е годы храмы по всей стране массово закрывали и использовали под клубы. Храм Вознесения не стал исключением, и был переоборудован под клуб. Разрушили его в 1964 году. Эта церковь простояла дольше всех и стала последней в районе, когда другие уже не действовали.

   - По большим праздникам верующие со всего района приезжали или приходили пешком в Чуртан, тратя по несколько часов на дорогу, чтобы отстоять литургию, причаститься, -- рассказывает учитель истории Чуртанской школы Н.И. Важенина. - Особенно старались попасть на праздники Пасхи и Вознесения. После службы на поляне перед церковью садились, чтобы отведать освящённые куличи, крашеные яйца. Одно время мы, современные жители, считали эту церковь Всесвятской. Только позже узнали, что она была посвящена Вознесению. Подтвердил это один мужчина, у которого сохранилась церковная печать, он сфотографировал её со всех сторон и выставил в Интернете. Тогда исчезли и все наши сомнения – церковь действительно посвящена Вознесению. Наш немногочисленный Чуртанский приход принял решение на том месте, где она находилась, построить часовню. В настоящее время у нас есть свой приход, раз в месяц к нам обязательно приезжает батюшка из Свято-Троицкого храма.

                                    Звучал в Озерном…

   Село Озёрное (ранее Озёринское), расположенное на почтовом тракте Тара -Тобольск, тоже старинное. Деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца был построен здесь в 1854 году, и впоследствии перестраивался. Известно, что позже здесь был освящён придел Серафима Саровского. Самостоятельный Озёрнинский приход, находившийся в ведении Тобольской кафедры, упоминается в начале 1880-х годов. В 1913 году в приходе числились деревни: Бородина, Базариха, Беляки, Волгина, Александровка, Ачимова, Катайская, Малиновка, Боярская, Аевский Волок.

   Первоначально при храме по штату состояли священник и два псаломщика. Для причта имелись дома, построенные в 1896 и 1910 годах. Священниками здесь были Иоанн Сахаров, Николай Михайловский, Павел Кочуров, Евлампий Константинов, Феодор Иванов, псаломщиками – Иван Евсеевич Чудов, Семён Иванович Переберин, Вениамин Васильевич Тюшев, Николай Кудреватых, Владимир Никулин, Пётр Анисимов, Венедикт Матвеевич Федюшин.

   В советское время Никольский храм был закрыт, приход прекратил своё существование. В краеведческом музее с. Викулово сохранился малый колокол церкви. В настоящее время в с. Озерном имеется молебная комната.

                                       Звучал в Базарихе...

   Свой храм имелся и в небольшой деревеньке Базарихе (ранее Базаринская). Она была создана на Сибирском почтовом тракте Тобольск-Тара, в устье реки Базарихи - левом притоке реки Барсук, примерно, в 1720-1725 годах. Это сейчас деревня маленькая, а в начале 20 века была достаточно крупная, и одно время даже числилась центром сельсовета. С 18-го и до середины 19-го века относилась к приходу Викуловского Троицкого храма. С 1854 года причислена к Никольскому храму села Озёринского. Считается, что церковь во имя святителя Феодосия Черниговского Чудотворца была заложена здесь 14 сентября 1908 года, и возведена прихожанами в 1911 году, и была приписной к Никольскому храму.

   Деревянный однопрестольный храм находился в центре деревни, на правой стороне бугра. 12 октября 1910 года при нём открыли церковно-приходскую школу. Всего вблизи храма, за оврагом, находилось две школы – Красная и Белая (так их называли). Первая поменьше, вторая – размером с пятистенную избу. Сам храм был освящён в 1913 году в честь святителя Феодосия Черниговского. С 1917 года в Базарихе действовал самостоятельный приход в ведении Тобольской кафедры. В состав прихода входили деревни: Беляки, Волгина, Бородина, Ачимова, Западная Боровлянка, село Базариха, посёлок Короленский и другие. Настоятелями этого храма были Александр Тронин, Михаил Макаров, Феодор Захаров. По официальным данным, с 1929 по 1935 год здание церкви для исполнения религиозных обрядов не использовалось. Президиум Викуловского РИКа 11 марта 1935 года принял решение Базарихинскую церковь закрыть и передать здание в распоряжение Базарихинского сельсовета под культурное учреждение. По воспоминаниям старожилов, поп и попадья были похоронены в церковной ограде. Бугорки  их могил были заметны и после войны, а потом вблизи того места построили хозяйственный магазин, и стёрлись все былые следы… Но память об этом храме хранят метрические книги церквей, клировые ведомости.

                                     Звучал в Малахово…

   Статус села старинная деревня Малахово получила в 1895 году, когда здесь был построен храм. "Дома его, построенные по обеим сторонам дороги, среди безлесой местности, с златоглавою церковью на конце деревни, веселят взор проезжего", -- писал благочинный Ишимских окружных церквей священник Димитрий Шутов об этом селе.

   Имеется информация, что в 1870-х годах, по предложению и ходатайству Андрея Родионова, настоятеля Викуловского прихода, в состав которого входила деревня, жители деревни испросили у Тобольского епархиального начальства разрешение на строительство часовни. Разрешение было получено, часовня просуществовала до 1892 года. В 1895 году был построен деревянный храм во имя Архистратига Михаила, приписной к Викуловской Троицкой церкви. Особо чтимой святыней здесь была икона Архистратига Михаила. Приобретена жителями деревни Малаховой в Тобольске в 1820-х годах из-за повальной и смертоносной болезни, по предложению проживавшего тогда в деревне тобольского кузнеца Якова Афанасьевича Лосева. Много лет икона находилась в доме кузнеца, и перед ней ежегодно, по обещанию, в благодарность об избавлении от мора, служился в день Архистратига Михаила благодарственный молебен. Позднее икона была перенесена в Троицкий храм. С 1870-х годов находилась в Малаховской часовне, с 1895 года -- за правым клиросом вновь устроенного Малаховского Михаило-Архангельского храма.

   В 1917 году был открыт самостоятельный Малаховский приход, прекративший своё существование в годы советской власти. Священником в Михаило-Архангельской церкви был Феодор Карпов, псаломщиками – Василий Владимирович Баландин, Иван Семёнов, Сергей Старосельник. В годы советской власти храм также был разрушен.

                                          Звучал в  Калинино…

   Храм Вознесения в с. Калинино был построен прихожанами в 1898 году. С этого же года действовала школа грамоты, позднее преобразованная в церковно-приходскую школу, а в 1901 году при храме был открыт самостоятельный приход. В 1913 году в нём состояли деревни: Покровка, Коточиги, Распопинская, Вершино-Кваснинская, Вершино-Борковская. Известно, что в 1901 году храму был назначен причт в составе священника и псаломщика. Дома для причта были построены в 1902 году. Священниками здесь были Сергий Веселовский, Василий Пономарев, Василий Таптыков, псаломщиками -- Андрей Степанович Аржиловский, Николай Григорьевич Одношевин, Александр Епанчинцев, Николай Лукич Лукин, Пётр Александрович Прищлецов, Жуков Александр. Судьба храма – такая же, как и у предыдущих.

                                                Звучал в Балаганах…

   В Балаганах стоял деревянный трёхпридельный храм Казанской иконы Божией Матери. В нём были освящены престолы: Казанской иконы Божией Матери (главный), святого Николая Чудотворца, Трёх Вселенских святителей. Храм был построен в 1897 году, числился приписным к Троицкой церкви слободы Викуловской Тарского уезда. В 1907 году был открыт самостоятельный Балаганский приход. В 1909 году епархиальным начальством было дано разрешение на освящение придельных храмов.

   В 1910-1911 годах по Тобольской епархии проводился сбор на ремонт церкви. В 1913 году в этом приходе числились деревни: Пестова, Чернышева, Заборская, Бурмистрова, Тюляшев Бор. Действовала Балаганская одноклассная церковно-приходская школа (с 1900 года), в 1901 году упоминается школа грамоты в деревне Пестовой. В 1907 году при Балаганской церкви был установлен собственный причт из священника, диакона и псаломщика. В 1919 году крестьянину И.Ф. Вохмину  "за выдающиеся и безмездные труды по сбору добровольных пожертвований на украшение Балаганского храма"  было преподано архипастырское благословение с выдачей грамоты.

   Священниками в этом храме в разное время были Димитрий Шутов, Иоанн Овчинкин, Николай Воршев, Иаков Кузнецов, Андрей Тараканов, Александр Углицких, диаконами -- Терентий Бурцев, Георгий Соболев, Стефан Антонов, псаломщиками -- Лев Иванович Меньшенин,  Иван Васильевич Тюшев,  Роман Григорьевич Погорелов. В годы советской власти церковную жизнь в селе пресекли.

Продолжение следует.

Данный материал согласован с настоятелем Свято-Троицкого храма отцом Владимиром

Фото из архива храма

Другие материалы по тегу "Православие и мы"