Случайное повреждение товара

При посещении торговых залов магазинов нередко возникают обстоятельства, при которых потребитель при выборе товара может нести риск его случайной гибели. Например, при прохождении торговых рядов потребитель случайно задел стоящий на полках товар либо при выборе товара потребитель уронил не качественно закреплённую витрину.

Нормы закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" не регулируют данные отношения, имеются лишь отсылочные нормы к Гражданскому кодексу РФ.

  Из анализа судебной практики следует, что договор розничной купли-продажи считается заключённым с момента выдачи продавцом покупателю кассового, товарного или иного документа, подтверждающего оплату товара. В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

  В соответствии со статьёй 211 Гражданского кодекса Российской Федерации, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник. При этом в соответствии со ст. 459 Гражданского Кодекса Российской Федерации, риск случайной гибели или слу­чайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Таким образом, в случае случайной гибели товара в торговом зале до его фактической оплаты, бремя оплаты лежит на продавце.

  Однако из данного правила есть исключения. Статья 1064 Гражданского кодекса РФ гласит о том, что вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

  При рассмотрении данных споров, суд исходит из наличия вины в действиях потребителя. В том случае, если потребитель действовал добросовестно, проявил достаточную осмотрительность и заботливость, которые от него требовались в конкретном случае, и принял все необходимые и возможные меры для предотвращения вреда, потребитель признаётся невиновным (ст. 401 ГК РФ).

  Хотелось бы отметить необходимость составления акта (или иного документа)  о причинённом вреде с описанием товара и его стоимости в присутствии потребителя. Один экземпляр акта выдаётся потребителю. Данные документы необходимы для защиты прав потребителя в случае обращения продавца в судебные органы.

  За дополнительными консультациями, а также помощью в составлении юридических документов можно обращаться в консультационный пункт по защите прав потребителей  по адресу:  г. Ишим, ул. Ленина, 28, 3 этаж, телефон 8-34551-2-32-84, электронная почта icons@fguz-tyumen.ru.

Другие материалы по тегу "информирует Роспотребнадзор"