В приоритете – работа с родителями

В рамках регионального проекта «Создавая будущее» партии «Единая Россия» выделен отдельный блок по принятию в обществе инклюзивного образования. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России в конце прошлого века: в 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открыли школу инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).

А с осени 1992 года началась реализация проекта "Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья", в результате которой в 11-и регионах страны были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.

  Пока в Тюмени заведений, где дети-инвалиды могли бы учиться, немного.

После подписания в 2008 году Конвенции ООН "О правах инвалидов", в которой говорится, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека, методика "включённого образования" стала внедряться повсеместно. О том, как обстоят дела с обучением детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, мы поговорили с депутатом Тюменской областной Думы, координатором проекта "Создавая будущее" Е.В. КАШКАРОВОЙ:

 -- Елена Витальевна, почему Вы уделяете столько внимания просвещению  о внедрении инклюзивного образования? В обществе ещё существуют мифы на его счёт?

 -- Действительно, в проекте "Создавая будущее" на 2017 год выделен отдельный блок по принятию в обществе инклюзивного образования. Его включение продиктовано временем. Мы провели опрос среди 350 родителей и, с сожалением выяснили, что больше 50% не знают, что такое инклюзия. А это означает, что в случае появления в окружении их ребёнка, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, реакция детей и взрослых может быть непредсказуема и не всегда адекватно соответствовать ситуации. Поэтому мы просто обязаны работать в направлении просвещения родителей, педагогов, детей и подростков. Чем меньше будет непонимания и недосказанности – тем легче пройдёт процесс адаптации всех участников процесса. Проект "Создавая будущее" нацелен на работу с семьёй, и, в первую очередь, – с родителями, потому как именно отношение родителей к тому или иному вопросу задаёт тон для детей. Все страхи, переживания, непринятие родителями очень быстро перенимаются детьми. И если мы хотим решить какую-либо проблему, снять напряжённость, то и работать мы должны сначала с родителями. Когда взрослые получат ответы на волнующие их вопросы, они сами сумеют спокойно, в комфортной домашней обстановке, где ребёнок проводит большую часть времени, правильно донести эту информацию до своего ребёнка.

 -- Если перечислить основные проблемы, которые волнуют родителей детей, у которых в группе или классе есть ребёнок с ограниченными возможностями, то какие они?

 -- Недостаток внимания педагогов к обычным детям, т.к. особый ребёнок требует зачастую больше внимания к себе; непринятие ребёнка-инвалида здоровыми детьми; "копирование" поведения особого ребёнка с ментальными нарушениями; "заразность" некоторых заболеваний; отсутствие у педагогов квалификаций должного уровня для работы с такими детьми. Безусловно, это проблемы, но к счастью, все они решаемы.

 -- Инклюзивное образование внедряется по всей стране. Можно ли говорить о регионах-лидерах, и какое место в этом процессе занимает Тюменская область?

 -- Тюменская область – экспериментальная площадка. Наш регион один из первых в России вошёл в эту программу. И мы показываем отличные результаты. Например, в 2017 году тюменский сад № 133 признали одним из лучших в России в номинации "За развитие инклюзивных технологий и авторские методики и авторские методики обучения". Опыт по обучению и адаптации особых детей в школе № 70 г. Тюмени признан одним из самых успешных в стране, школа заняла второе место в номинации "Лучшая инклюзивная школа России". Этим нужно гордиться.

 -- Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы инклюзивное образование внедрялось как можно более деликатно, и дети с обеих сторон чувствовали себя комфортно в школах?

 -- Все мы, в большинстве своём, консерваторы. Всё новое вызывает недоверие. Как я уже сказала выше – нужно методично работать со всеми участниками процесса инклюзивного обучения – детьми, родителями, педагогами. Формы работы могут быть разными – лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, игры. Нужен активный диалог, в первую очередь, со стороны родителей – как здоровых детей, так и детей с особенностями развития. Ну и, безусловно, большая нагрузка ложится на школьных психологов, учителей и руководителей. Их желание и умение выстроить эти отношения играют огромную роль.

 -- Чего в рамках проекта "Создавая будущее"  удалось достичь в вопросе просветительской деятельности об инклюзии? Какие задачи ставите перед собой?

 -- Мы нацелены на максимальное распространение информации об инклюзии, разъяснение сложностей и плюсов, которые она даёт. Той информации, которая даст "пищу" для ума, для размышлений и обсуждений. Для нас текущий год был очень насыщен событиями, мероприятиями и конкурсами, семинарами и конференциями. Нами проведено 30 мероприятий по Тюменской области, в которых приняло участие более 8000 человек. В 2018 году в проекте "Создавая будущее" появятся новые направления по профилактике социального сиротства. Большое внимание уделим работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, замещающим семьям. По основным направлениям проекта работа будет продолжена. Нас ждёт много интересного!

 

Другие материалы по тегу "Доступная среда"