Не прощаясь со школой

Часто слышу истории людей послевоенного поколения – о их стремлении к получению образования, работать, жить под мирным небом. Особенно трудно было молодёжи из деревень, из многодетных семей… Большинство парней и девушек после школы выбирали рабочие профессии, простые, сельские. Но были среди них и те, кто стремился к науке, и очень много

трудностей стояло на их пути к заветной цели…

   Ещё будучи младшей школьницей, захотела стать учительницей Раиса Ердекова. Она жила в Рябово,  в многодетной крестьянской семье, ходила в Рябовскую  школу. Однажды в школе появилась новая учительница начальных классов Роза Давыдовна. Молодая, красивая, интеллигентная, умная, добрая. И Раиса тоже захотела стать такой, учить детей. А играть с ребятнёй она любила всегда. В 6-7 классах после уроков спешила в детский садик, чтобы повозиться с малышами, придумывать для них занятия. После школы путь её лежал в Голышмановское педагогическое училище.

   В семье Ердековых, надо сказать, Раиса самая младшая, и, возможно, ей чуточку повезло больше на пути к образованию: она уже шла по стопам старшего брата Василия, который тоже избрал для себя судьбу педагога. Василий стал учителем биологии, некоторое время работал директором Боковской школы, а после уехал в Исетский район.

   Раиса Николаевна окончила Голышмановское педагогическое училище и получила диплом учителя начальных классов. По распределению была направлена в Кутыревскую начальную школу Бердюжского района. Здесь молодой учитель получила первый опыт, здесь она встретила будущего мужа, стала носить новую фамилию – Иванова. Но после трёх лет работы в деревеньке всё же решила, что поедет на родину, в Викуловский район.

    В Викулово места учителя сразу не нашлось. Временно Раисе Николаевне пришлось осваивать азы работы машиносчётной станции, несколько дольше была она начальником военно-учётного стола – военкомата. Но душа всё же лежала к детям, педагогике. И поэтому Раиса Николаевна охотно откликнулась на предложение директора коррекционной школы Л. П. Кирилловой работать сначала воспитателем в интернате, а затем и учителем.

   -- В коррекционной школе был замечательный коллектив  и педагогов, и воспитателей, -- вспоминает с улыбкой Раиса Николаевна, -- мы жили одной дружной семьёй, в которой не безразличны были проблемы и радости каждого. Я вообще считаю, с коллегами мне всегда везло, только хорошие люди оказывались рядом, верные друзья.

   Именно здесь Раиса Николаевна узнала, что такое особые дети. Дети все были хорошие, даже "двоечники", просто отношение их родителей к ним было не очень тёплое. Мало родители о детях заботились, а в школе, интернате, ребят холили и лелеяли. Стол и кров был готов для них всегда. Но всё равно сорванцы норовили сбежать к мамам и папам…  Родители есть родители.

   Почти четыре выпуска ребят начальной школы сделала Раиса Николаевна Иванова и перешла работать в Викуловскую школу №2, поближе к дому. Здесь проработала она учителем начальных классов 12 лет. Но это официально! Несколько лет после выхода на пенсию Раиса Николаевна вела уроки в классах, учителя которых уходили на больничный. Некоторых ребят она считает "своими".

    Раиса Николаевна и сейчас со школой не прощается: к ней приезжают выпускники, приходят за советом ученики общеобразовательных школ, под её патронажем и ребята коррекционной школы, к которым далеко не каждый учитель может найти подход, расположить к себе, охватить заботой и… научить читать, писать, считать и жить в мире людей.  Внуки Раисы Николаевны тоже нередко у бабушки делают домашнее задание, ведь бабушка знает, как надо правильно, расскажет и объяснит непонятные моменты. И так каждый день: живёт школой, детьми, и профессию свою считает одной из лучших, но и одной из самых трудных.

   Дорогая Раиса Николаевна! Спасибо Вам за всё то, что Вы делаете для детей! Всю жизнь, каждый день, каждый час. С Днём учителя!

На снимке: Р. Н. Иванова

Фото Т. СУХОВОЙ

   

Другие материалы по тегу "5 октября – День учителя"