Руководил коллективом Ермольев…

Ермольев Алексей Николаевич (на снимке) был одним из тех руководителей, о котором у меня остались самые добрые и светлые воспоминания. Наверное, не собралась бы написать, если б не нашла, перебирая разные бумаги, старые газеты, пожелтевшее от времени письмо с до боли знакомым почерком – от Ермольевых, с.Исетское…

"…Вот мы на новом месте жительства. Устроились хорошо. Квартиры такой мы с Валентиной и во сне не видели. Три комнаты, кухня, ванная, туалет, балкон. На втором этаже. От Веры 700 метров. Магазин продовольственный от нас 300 метров. Встали на учёт в пасп. стол и райсобес, в ветеранской организации. 9 апреля получили пенсию… Квартира на солнечной стороне… Валентина всё не верит, что не нужно носить дрова и воду, всё под рукой. Горячая вода круглые сутки.  Сейчас нам дети создали все условия цивилизованной жизни, дело за здоровьем. Мы очень довольны и рады…

Получаю регулярно свою любимую газету, интересуюсь жизнью района. Ведь лучшие годы -- 48 лет -- прошли в Викулово… Будем рады, если приедете к нам в гости. С уважением …", подпись и дата -- 10 апреля 2001 г.

   Держу в руках письмо, а  на глаза наворачиваются слёзы…

   У Ермольевых двое детей: дочь и сын. Из Викулово переехали к дочери Вере, убедить их в этом детям стоило трудов – не хотят люди их возраста переезжать на новое место жительства, покидать родной дом, и если Валентина Игнатьевна переезд воспринимала с энтузиазмом и быстро освоилась на новом месте, то Алексей Николаевич всё тосковал по родине.

    Ермольевы приезжали в Викулово, я не знаю, сколько раз, но однажды  мы случайно встретились на кладбище, не сразу узнали друг друга, обнялись. Алексей Николаевич – высокий, седой --  не мог сдержать слёз: "Я так скучаю по Викулово…". Эти слова у меня до сих пор в памяти – с такой тоской и болью в голосе они  были произнесены…

   Убеждена, что Исетское не стало родным для этого человека. Наверное, не раз перед глазами были дорогие сердцу картины: родной дом на углу Радищева и Пионерской,  викуловские улочки,  река Ишим, берёзы, пшеничные поля, территория автоколонны, суета, когда кто – то уезжает, приезжает, машины разных марок, знакомые лица односельчан…

    Он недолго прожил на чужой стороне – умер 15 декабря 2003 года  в 74 года. Супруга его Валентина Игнатьевна пережила мужа почти на 9 лет. Её хорошо знали и уважали в Викулово, потому что она всю жизнь проработала в детском саду воспитательницей, была отличником просвещения.

    Алексей Николаевич родился 8 сентября 1929 года  в деревне Лебяжье Сорокинского района. В 1944 году окончил Готопутовскую семилетнюю школу, работал в колхозе, в  1946-м награждён медалью "За  доблестный  труд  в Великой Отечественной войне". Он трепетно хранил  грамоту 1947 года. Тогда,  на конной жатке, 18-летний паренёк убрал 110 гектаров хлеба, за что и был поощрён.  Сохранился и  делегатский билет, по которому А.Н. Ермольев, как делегат от Сорокинской комсомольской организации 3-5 июля 1948 года принимал участие во 2-й областной комсомольской конференции.

    С 1949 по 1953 годы проходил службу в рядах Советской Армии. Был комсомольским вожаком части. 

    В Викуловском автохозяйстве начинал работать кладовщиком в августе 1955 года, через полгода, заметив старание, трудолюбие и ответственность молодого человека, ему  предложили должность  диспетчера, через год – начальника эксплуатации. Окончил курсы повышения квалификации при Омском автодорожном техникуме.  В апреле 1959 года утверждён в должности начальника Викуловского автохозяйства.

    Викуловское автотранспортное предприятие было образовано 25 июня 1954 года на базе "Союззаготтранс". Первоначально автоколонна создавалась как военизированное предприятие для автоперевозок, связанных с освоением целинных и залежных земель. До сих пор некоторые старожилы  называют автохозяйство  авторотой. Здесь была организована автошкола для водителей, которая пользовалась популярностью у сельского населения. Для многих она осталась единственным учебным заведением, которое удалось окончить и получить путёвку в трудовую жизнь.

    Алексей Николаевич Ермольев возглавил коллектив весной 1959 года и почти 30 лет жизни отдал родному предприятию, получив 5 марта 1987 года высшее звание в отрасли "Заслуженный работник транспорта РСФСР". Известие об этом пришло в село Правительственной телеграммой, подписанной министром транспорта Сухиным. Были у него и другие награды – медаль "За освоение целинных  и залежных земель",  орден Знак Почёта, юбилейная медаль "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина".

   Когда я познакомилась  с Ермольевым, он уже был опытным руководителем и годился мне в отцы, а поэтому и относился ко мне по – отечески, за что я ему благодарна. На просьбу, о ком или о чём написать в газету, давал советы, называл фамилии передовиков, но скуп был на похвалу – "нормальный мужик, работящий, поговорите с ним сами …".  О себе он рассказывал неохотно, считал, что о нём писать ни к чему, а вот о коллективе – это важнее, люди заслуживают внимания и почёта за свой труд.

     Начальник автоколонны 1319, так называлась долгое время эта транспортная организация, сам нередко писал в районную газету. В основном, это были небольшие корреспонденции об  итогах работы коллектива. Он считал своим долгом сообщить, как  выполнили план, сколько грузов перевезли, сколько горючего при этом сэкономили, кто трудился лучше всех – называл фамилии водителей, ремонтников. Думаю, что каждому было приятно, что его отметили в районной газете. Некоторые читатели реагировали на это неоднозначно, мол, начальник пишет про одних и тех же. А про кого ещё, если человек из месяца в месяц, из года в год трудится лучше других?

    Были и такие, чьи  имена не назывались только потому, что срывался иногда водитель, был замечен в пьянстве, в семье от этого разлад, и жёны не раз обращались к начальнику, чтоб хоть как – то повлиял на пьяницу.  Провинившиеся, покаявшись, побаивались: пусть бы отругал, наказал, только б в газету не написал, с него сбудется! А это позор-то какой на весь район …

    Алексей Николаевич с улыбкой рассказывал о таких случаях, убеждён был в  силе печатного слова,  говорил о том, как много может газета: быть организатором, вдохновителем, воспитателем. Конечно, может! Взять, хотя бы такое мероприятие, как субботники, которые организовывали ежегодно в апреле не без помощи газеты, и в них принимал участие весь район, посильная работа находилась всем!

   Например, в № 26 за 1 марта 1977 года первую полосу открывает публикация А.Н. Ермольева. В ней говорится, что инициатива передовых предприятий Москвы провести 16 апреля 1977 года коммунистический субботник, встречена коллективом Викуловского филиала автоколонны 1319 с горячим одобрением, в этот день намечено добиться наивысшей производительности труда с наименьшими затратами. Названы даже конкретные цифры: "…обязуемся перевезти 350 тонн народно-хозяйственных грузов и выработать 35 тысяч тонно-километров". Работать будут на сэкономленном топливе, а полученную зарплату в сумме 500 рублей перечислят в фонд мира. Руководитель от имени коллектива автоколонны призывал всех тружеников района принять самое активное участие в коммунистическом субботнике…

    Инициатива, конечно же, не возникала сама собой: в районе был сильный коллектив, который неоднократно был лучшим в областном соревновании  и на который можно положиться органам власти района. Такая политика и сегодня жива: то поддерживаем инициативу национальных проектов, то обсуждаем на страницах газеты  послание Президента,  губернатора и трудовое соперничество у нас есть…. Но тогда были другие времена…

    Помнится бездорожье, когда до Ишима не было асфальта, и в непогоду добраться до города было совсем непросто. В летнюю пору  мне часто  приходилось ездить туда – сюда на "попутках", училась заочно в Ишимском пединституте и при любой возможности ехала домой к ребятишкам. Но пассажиром быть одно, другое -- крутить баранку старой, видавшей виды большегрузной машины. Водителям доставалось в осеннее ненастье во время уборки, когда машины, гружённые зерном, потоком шли на Ишимский элеватор, бывало, ночевали в кювете, ожидая подмоги. Выручали  шофёрское братство, помощь и поддержка порой совсем незнакомых  людей…

    Но всё меняется в жизни. Ермольеву стоило трудов добиться того, чтобы автопарк обновлялся, а когда строили трассу Ишим – Викулово, транспортники принимали в этом участие,  занимаясь отсыпкой, перевозкой грунта, щебня.

     В автоколонне, окончив курсы шоферов, до армии и после службы работал водителем мой одноклассник Владимир Поступинских. Здесь он заслужил своим трудом почёт и уважение. За хорошую работу неоднократно отмечался райкомом комсомола,  был депутатом районного совета. О нём я тоже писала в районной газете, хранится вырезка с его фотографией в зарисовке "Если дело по душе".

     В перестроечные годы, когда перемены буквально захлестнули наше хозяйство, автотранспортное предприятие снова претерпело реорганизацию, об этом писала районная газета в № 7 за 18 января 1992 года, моя статья называлась "К чему было огород городить?".

   Несколько лет назад пассажирский транспорт объединился с грузовым, а потом снова решили работать порознь. Решили – не решили, жизнь заставила, пассажирский транспорт поддерживало государство, выделяя небольшую дотацию, а грузовому транспорту приходилось выживать самому. Тогда Н.С. Заикин остался со своими автобусниками, а транспортники избрали тайным голосованием нового руководителя, им стал Владимир Александрович Поступинских, за плечами которого был не только большой стаж водителя, но и механика, инженера, а ещё и работа под непосредственным руководством такого начальника как А.Н. Ермольев.  Он взвалил на себя нелёгкую ношу, надеясь на помощь и поддержку всех, с кем работал долгое время, и с твёрдой верой в коллектив родного предприятия, который в районе  всегда был на хорошем счету.  В мае 2001 года В.А. Поступинских трагически погиб. Сегодня от той старой автоколонны  практически ничего и не осталось. Разве что территория, какие-то строения и … воспоминания.

    А.Н. Ермольев руководил коллективом до марта 1988 года. Он всегда занимался общественной деятельностью, избирался депутатом райсовета, членом бюро райкома партии,  был бессменным заседателем районного народного суда, после выхода на пенсию участвовал в работе совета ветеранов, продолжал сотрудничать с районной газетой, его небольшие статьи нет-нет да появлялись на её страницах,  был занят в общественной приёмной редакции.  Он жил работой, общением с людьми, жил с верой, что всё вокруг образуется и  что все проблемы и трудности можно преодолеть.  За всю свою жизнь он немало повидал, а поэтому и верил в то светлое будущее, которое строил вместе со всеми. Его всегда возмущала несправедливость, безответственность, бесхозяйственность и лень, он всегда был убеждён в том, что трудом можно всего добиться, было бы желание работать, отдавая этому всего себя, свои силы, здоровье, душу. Именно так он сам всегда старался поступать. Все, кому посчастливилось знать Алексея Николаевича лично, и те, кто узнал о нём сегодня, прочитав статью, вспоминайте его добрым словом, ведь это история нашего района и в ней есть чем гордиться.

Фото из архива редакции

Другие материалы по тегу "Юбилей газеты"