От Брянщины до Эльбы дорогами войны

Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина


Чем дальше отдаляется от нас Великая Отечественная война, тем меньше становится участников этой войны, тем старше становимся мы, дети победивших фашизм. И всё больше хочется нам узнать о боевом пути своих отцов, отыскать по крупицам сведения о них в архивных документах, чтоб не забылись их подвиги, чтоб память о них осталась следующим поколениям.

Мой отец, Рашов Григорий Дмитриевич (на снимке), 1920 г.р., был призван в ряды РККА 26.09.1940 г., в день своего рождения, ему исполнилось 20 лет. Уже 13 июля 1941 г. в составе Западного фронта он вступил в свой первый бой, а 25 июля 1941 г. был ранен, но остался в строю. В течение месяца войска сдерживали натиск врага. 15 августа 1941 г. группе бойцов, в которую входил и мой отец, был отдан приказ прикрывать отход частей. В том бою отца контузило, и те, кто остался в живых, попали в окружение. Пробиться к своим не было возможности, фронт быстро отдалялся, и они остались в тылу врага, организовав боевую группу "ЛИН" -- любовь и ненависть.

В мае 1942 г. группа "ЛИН" соединилась с партизанским отрядом им. А.В. Суворова, руководил которым начальник НКВД Брянской области с псевдонимом Жуков. Настоящей его фамилии никто не знал. Имея связь с Москвой и штабом партизанского движения, отряд получал оружие, одежду, продовольствие, медикаменты. Задачей партизанского отряда была разведывательная и подрывная деятельность. В очередной раз, побывав в тылу врага с боевым заданием, группа партизан вынуждена была уходить от преследования. По словам отца, они уже прощались с жизнью, потому что фашисты их настигали, уже слышался лай собак. И тогда было принято решение уходить в болото. Партизаны полностью погрузились в воду, прикрылись поднятым мхом, дыша через трубки, выступающие над водой. В таком положении они находились какое-то время, пока опасность миновала. Однажды отец и ещё 2 партизана получили задание выкрасть бургомистра. Воспользовавшись случаем, партизаны проникли в кабинет, обезоружили его и вывезли за село, благополучно добравшись до отряда.

Партизаны доставляли много хлопот фашистам, и они всеми силами пытались узнать их расположение. В 1943 г. в отряд проник лазутчик, начальник лагеря военнопленных. Но недолго он передавал планы партизан, группа бежавших военнопленных опознала его, и он был расстрелян. Партизанский отряд не единожды попадал в окружение, когда фашисты хотели его уничтожить. В одном из таких боёв отец был ранен и отправлен в тыл на лечение. В октябре 1943 г. отряд им. А.В.Суворова соединился с частями Красной Армии.

Со 2 октября 1943 г. отец воевал в 336 стрелковом полку 120 гвардейской стрелковой Краснознамённой дивизии в составе Брянско-Белорусского фронта. 23 февраля 1944 года дивизия форсировала реку Днепр, а 24 февраля 1944 года успешно штурмовала один из древнейших белорусских городов – Рогачев. 336 стрелковый полк, в котором воевал отец, участвовал в Белорусской и Белостоцкой наступательных операциях, освобождая Белоруссию.

Помню рассказ отца, как ему во взвод прислали штрафников, наутро нужно было брать высоту. А штрафники-то были все майоры, да полковники. И вот один полковник ему и говорит: "Ты, сынок, в атаке-то иди позади нас, нам всё равно умирать, а ты может ещё и поживёшь. А что и как делать мы и сами, без тебя, знаем". Высоту взяли, полковника ранили, и он был реабилитирован. На следующий день в батальон прибыл адъютант этого полковника с предложением отцу перейти служить в его полк, но отец отказался, привык к своему батальону, своим ребятам. 336 стрелковый полк участвовал в штурме города - крепости Остроленка, в боях по расширению плацдарма на западном берегу реки Нарев, в Восточно-Прусской операции (январь-апрель 1945 года), в штурме восточно-прусских городов Ворледей, Мельзак и Хайлигенбайль и в разгроме вражеской группировки юго-западнее Кенигсберга. В результате боёв за освобождение г. Кенигсберга отец был награждён медалью "За взятие Кенигсберга".

В составе 336 стрелкового полка он участвовал и в Берлинской наступательной операции. Севернее Франкфурта-на-Одере они были брошены на ликвидацию большой группировки войск противника, стремившейся прорваться к Берлину на помощь его гарнизону. Выписка из наградного листа: "… при наступлении на высоту 68,6, что юго-западнее 1,8 км дер. Айзенберг 15.3.1945 г. отделение тов. Рашова Григория Дмитриевича стремительным броском первым ворвалось в траншею противника. В этом бою им было уничтожено 4 огневые точки противника и 22 вражеских солдата, 10 человек взято в плен. На рассвете 16.3.45 г. противник перешёл в контратаку. Его отделение не дрогнуло и беспощадно истребляло вражескую пехоту, где было уничтожено до 30 солдат и офицеров. Контратака была отбита. Достоин правительственной награды: ордена Красной Звезды".

После ликвидации окружённых вражеских войск юго-восточнее Берлина их дивизия получила приказ двигаться вглубь Германии, уничтожая бродячие отряды фашистов. Через Потсдам, Бранденбург и другие города 5 мая они вышли к реке Эльба. Участвовать в знаменитой встрече с американскими войсками на Эльбе ему не пришлось: их полк, потрёпанный и побитый в боях, отвели, а на их место прибыли солдаты, одетые, как говорил отец, "с иголочки". Здесь, на Эльбе, и закончился боевой путь моего отца по дорогам войны. Он несколько раз был ранен, контужен, но, к счастью, остался жив. Награждён орденом Красной Звезды, медалями "За Отвагу", "За взятие Кенигсберга", "За Победу над Германией 1941-1945 гг.". Демобилизовали отца только в 1946 г.

Отдали свой воинский долг Родине и его сыновья Анатолий и Александр, а Виталий в 1974 г. окончил Московское Высшее Пограничное командное Краснознамённое училище Моссовета при КГБ СССР и стал офицером - пограничником.
К сожалению, отец рано ушёл из жизни, его не стало в 1989 г. Служение Отечеству продолжают его внуки. В 2005 году Московский военный институт федеральной пограничной службы при ФСБ России окончил старший внук Дмитрий, теперь уже майор пограничной службы. Отслужил в армии и младший внук Никита, подрастают ещё два защитника Отечества – его правнуки Северьян и Ратибор, а, значит, … "на земле жили-прожили мы не зря!".

Фото из семейного архива

Другие материалы по тегу "70-летия Победы"