Вторая родина эстонцев и латышей

В начале 20 века благодаря Столыпинской реформе (из густо населённых западных губерний России население переезжало на Дальний Восток и в Сибирь) в Викуловском районе Тюменской области (тогда ещё Омской) образовалось множество новых деревень. Большинство из них перестали существовать в 80 – 90-е годы, как и многонациональная деревня Салтыково, которая располагалась на ручье Базаришка в 7 км на юго-восток от д. Базариха и в 16 км от с. Коточиги.

Переехали в наш район по реформе латыши и эстонцы. Как и у себя на Родине, они расселялись хуторами. Каждой семье выделяли определённое количество земли, подъёмные средства для ведения хозяйства. Хуторские считались зажиточными: у них были кузницы, мельницы, маслобойки, пимокатки, много скота, пчёлы. В период коллективизации жителей хуторов раскулачили и принудили переехать в деревни: В Анценске поселились эстонцы, а в Салтыково - эстонцы, латыши и русские.

Первыми переселились с хуторов семьи Воос, Тальц, Блауман, Пяслане, Вилемсон, Кельт, Каланеп, Ахос и другие. Часть жителей переехала в Салтыково из других областей России. Например, семьи Краав, Силиваск, Букк переехали из Вологодской и Кировской областей в 1937 году. К 60-м годам с Боровлянских хуторов сюда переехали и русские семьи.

В 1934 году в деревне появилась сельхозартель "Нацмен". Учредителями сельхозартели были бедняки Иван Ренгит и Иван Букк, середняки Густав Тальц, Пётр Мюрк, Оскар Блауман. Председатель правления – Август Блауман, члены правления: Григорий Супп, Иван Ахас, Иван Вунк, Август Тальц. Члены артели – 32 человека (17 латышей, 15 эстонцев), беспартийные. Бригадиром был О. Блауман, кладовщиком -- П. Мюрк, счетоводом -- Г. Тальц (по данным из Викуловского архива).

В 1938-1939 гг. в деревне открыли начальную школу. Первым учителем был Иван Иванович Кузик, который преподавал на русском языке. Ученики знали только латышский и эстонский языки, поэтому первый год обучения ничего не понимали. Русский язык дети стали лучше понимать, когда в деревне поселилась семья Малей, свободно владевшая русским языком. Позже учителями в Салтыковской школе работали: Айну Антоновна Корге, Мария Григорьевна Вилемсон, Зоя Николаевна Ренгит. Дальнейшее обучение можно было продолжить в с. Озерном. С 1 октября детям приходилось добираться до школы пешком в любую погоду, жили на квартирах. Еду брали с собой из дома: хлеб и молоко. Тетрадей не было, писали на старых книгах.

Когда началась Великая Отечественная война всех мужчин деревни забрали на фронт. Всё хозяйство держалось на женщинах и детях. Дети боронили на коровах, пололи пшеницу, силосовали крапиву, молотили на лошадях. Было очень голодно, ели крапивные лепёшки, цветы медунки. В колхозе оплата была трудоднями, выдавали небольшое количество муки. Каждая семья держала в подсобном хозяйстве корову, овец, кур. Но до 1954 года приходилось выплачивать огромный налог: сдать 100 яиц от одной курицы, 300 литров молока от одной коровы и полторы овечьей шкуры от одной овцы. Одежду шили из самотканого холста, вязали носки, рукавицы, кофты, на ногах носили "поршни" из овечьих шкур.

В 40-м году в деревне Салтыково появились семьи с фамилиями: Уимли, Эльблаус, Оя, Шлюнских, Каланеп, Брант, Педер, Гирв, Вунк, Лайдунер, Штраух, Зилипаут, Цахмане, Кэрге, Кельтман, Мони, Трей, Конд, Ханк. В 50-х годах молодёжь тайком убегала из деревни на заработки: работали на добыче торфа, на лесозаготовках. Там за работу платили деньги, и можно было купить одежду.

По воспоминаниям Виктории Августовны Блауман, жители Салтыково жили очень дружно. В семьях разговаривали на родном языке. Часть жителей, особенно пожилые, так и не смогли выучить русский язык. Эльми Августовна Уткина вспоминает: "Женщины зимними вечерами собирались в каждом доме и помогали друг другу чесать шерсть, прясть, вязать, ткать. До Нового года прядём, после – ткём. Во время работы всегда пели народные песни". Всей деревней отмечали все праздники: в складчину приносили у кого что было. Стряпали пряники, каральки, варили пиво. Шли по кругу и всех угощали. Играли на гитаре, а Иван Тальц играл на скрипке, многие эстонцы играли на скрипках и канеле. Во время праздника Троицы собирали застолье на природе около кладбища. Пожилые женщины читали там молитвы. При рождении всех детей крестили, умерших отпевали по своим прибалтийским традициям. В Салтыково в доме-лавке торговал Густав Блауман. В школе иногда показывали кино.

В деревне было две улицы по разные стороны ручья. Дома в основном были пятистенные, крыши крыли камышом или берестой. Сеней не было, зимой перед дверями ставили жерди, на них настилали солому или сено. Весной всё убирали. Для скота были сделаны пригоны из соломы. У латышей оград вокруг домов не было. Эстонцы строили насыпные дома: возводили 2 стены, внутрь насыпали шлак, пристраивали сауну.

В Салтыково мужчины работали в колхозе "Нацмен", а после -- в совхозе "Коточиговский" трактористами, рабочими на фермах, конюхами, комбайнёрами, женщины - доярками на ферме. Когда в совхозе развели овец, женщины работали чабанами. Но с 1966 года люди стали уезжать из деревни в Эстонию, в районный центр Викулово, в Коточиги и в другие места. Уезжали потому, что не было хорошей дороги до деревни, начальную школу закрыли, медицинский пункт отсутствовал. В 80-е годы разъехались последние жители. В 1988 году в Салтыково оставалось 3 человека: эстонцы Арвид Букк и Юлия Букк, латышка Эмма Ханк. В 1989 году и они переехали в Анценск.

В 1991 году совхоз "Коточиговский" планировал возродить деревню. Было закуплено 5 сборных домиков. Пять семей хотели переехать жить в Салтыково: Котковец, Петраковы, Тальц и две семьи Вилемсон. Но началась перестройка, совхоз прекратил существование, дома были проданы. Сейчас уже эту деревню не возродить…

На снимках: на сенокосе; семья латышей Цируль

Фото из семейного архива

Другие материалы по тегу "Нашей истории строки"