Под сенью старинной иконы

У любого из нас, как бы ни складывалась жизнь, есть место, куда всегда хочется вернуться, когда от всего устал. Для многих -- это родной дом. Так и тянется туда душа, потому что там легко, там всё просто и ясно, все житейские неурядицы отступают ненадолго, и кажется, что ты – под надёжной защитой, как в детстве когда-то. И не важно, насколько там всё изменилось, стало другим, всё равно это место любимо. Ведь любят родину не за то, что она велика или мала, а за то, что – своя. И как жаль, что не всегда можно вернуться туда, даже если очень, очень хочется.

Вдали от шума и суеты, за полями и берёзовыми колками затаилось белорусское село Осиновка. Вряд ли думали белорусские самоходы, пришедшие сюда в поисках свободных земель в конце 19 века, что их родная мова больше века будет звучать на сибирских просторах. А звучит, пока ещё звучит. И в последние годы стоит только в разговоре произнести название этого маленького села, сразу становится ясно, что это – та самая Осиновка, куда раз в год в рождественское утро собираются сотни паломников со всей ближней и дальней округи, чтобы просить помощи и защиты у старинной иконы "Воскресение Христово". Её ещё называют "Свечой", как и сам старинный обряд переноса иконы из одного дома в другой. Не иссякает вера людей в то, что когда-то спасённая и сохранённая местными жителями вопреки всем обстоятельствам икона оберегает это село. А дом, где она стоит, беды и несчастья обходят стороной.

-- Это действительно так, -- говорит Елена Григорьевна Шарайкина, жительница Осиновки. – Два года назад икона была в нашем доме, и мне намного легче дался тот год. Что я хотела, всё получалось, уверена, икона в этом помогала.

Мы разговариваем с ней у ограды одного из домов в селе, пока работники ПКУ из РДК выступают перед жителями. Приехали они туда в разгар майского дня, когда осиновцы дружно, то есть, сразу несколько семей сажали по очереди картошку в своих огородах. С трудом уговорили их отвлечься и послушать программу, подготовленную работниками культуры. Пока Н.К.Гончарова, Н.Г. Суворова, В.Н. Кирюшина выступали перед усевшимися прямо на улице у дома жителями, мы и разговорились с Еленой Григорьевной.

-- Сегодня уже третий огород сажаем, -- продолжает она. – У всех они большие, вот и помогаем друг другу. Без картошки здесь никак, в основном для своих нужд выращиваем и для хозяйства. А хозяйство – почти в каждом дворе.

Обращаю внимание собеседницы на бетонные кольца у колодца. – С водой у нас настоящая беда, -- говорит она. – Что-то случилось, будто ушла вода из колодцев, толком и не набрать. У нас никакого водоёма нет рядом, была когда-то речка, мельница на ней даже стояла, теперь остался ручеёк. Много раз поднимали эту проблему, вот на днях приезжали специалисты, попытались подремонтировать колодцы. Но что-то не выходит пока.

Как позже пояснила глава Ермаковского сельского поселения Надежда Ивановна Оленич, из 8-ми колодцев, что в Осиновке, 2 – сравнительно новые, а 2 нужно просто привести в нормальное состояние, чем и будут заниматься ремонтники, вода в колодцах есть. А вот самим жителям, чьи дворы возле них, тоже следует побеспокоиться: собрать деньги на насос, тогда и без воды не останутся.

Раз зашла речь о проблемах, вторая по степени остроты в Осиновке, по словам Елены Григорьевны, -- реализация выращенной продукции. Сейчас вот свинину бы сдать, да некому: из тех, кто приезжает сюда её закупать, предлагают уж очень низкие цены. Да и с картошкой та же ситуация: выращивают её в этой дальней стороне в огородах по 30 соток и более, а сдать не могут, опять же по той причине. В результате сами едят, да на корм скотине и свиньям уходит.

Да, в своих подворьях здесь стали больше держать скота, отметила глава поселения. Почти что в каждом из 26 дворов либо скот, либо свиней разводят, либо птицу домашнюю, у многих -- лошади. Другого выхода просто нет, если хочешь какой-либо доход получать. Ведь в селе только три человека имеют постоянную работу. Пожилые люди стараются прожить на пенсию, есть и молодые семьи, и среднего возраста -- они- то и развивают ЛПХ, за исключением нескольких бездельников, у которых пусто во дворах. Сельчане сами заготавливают сено, но есть возможность и купить его, у кого средства позволяют. С дровами такая же ситуация.

Может, кто помоложе, в отличие от стариков, которые ни за какие блага не соглашаются уезжать из родного села и бросать свои дома, и хотел бы перебраться в райцентр, но это практически не осуществимо. Дом здесь не продать, а перевезти не всякий возможно, и с чем уезжать?

Пока мы разговаривали, я заметила несколько ребятишек: и совсем маленьких на руках у взрослых, и постарше, снующих возле дома. Как потом выяснилось, детей в селе немало --13. Дошколят два раза в неделю возят в Ермаковский детсад в группу кратковременного пребывания, и ученики в школе в соседнем селе учатся. В который раз подтверждается факт, что не одни пенсионеры доживают свой век в таких вот маленьких, далёких деревеньках.

Да, когда-то жизнь в них бурлила. В той же Осиновке по архивным данным, в 1927 г. проживали 355 человек, а дворов тогда было 47. Чего только не пережили люди за прошедшее с той поры время, скольким трудностям учились противостоять. В 1960 г. в селе было 378 жителей на 88 дворов. Благодаря колхозу, люди работали, дети учились. Спустя 30 лет в селе уже оставалось менее 200 жителей, в прошлом году – 28 хозяйств и 77 жителей. Можно сказать, что многолюдная когда-то Осиновка постепенно "тает", но не исчезает, трудно, но приспосабливается к новым реалиям жизни.

Здесь, как и во многих других отдалённых сёлах нашего района, работает магазин: дважды в неделю приезжает из райцентра автолавка райпо, привозит по вторникам хлеб, в пятницу другие товары. Медицинскую помощь оказывают жителям села в Ермаковском ФАПе, почти у всех сотовые телефоны, значит, можно куда угодно дозвониться. Дорогу в село зимой чистят, летом грейдируют. Пытаются местные власти и с водой проблему решить.

Может, действительно, старинная икона как-то помогает, и не только Осиновке. Иначе, почему с каждым годом всё больше людей (вроде благополучных, живущих в достатке) приезжает к ней на поклон? Что просят? Терпения, мудрости, благодати?

-- А может прощения, -- говорит в конце нашего разговора Елена Григорьевна, когда мы затронули эту тему. – Грешат много, а как жить потом с этим? Кто знает? Действительно, так ли это важно, зачем столько людей хотят увидеть "Свечу" рождественским утром, главное, в душах ещё живёт вера в добро, чудо. И есть надежда, что под сенью старинной иконы всё будет хорошо…

На снимках: на сельской улице; пасутся кони за окном; осиновцы на посадке картофеля

Фото Т. СУХОВОЙ

Другие материалы по тегу "Викуловская глубинка"