Вся жизнь – преодоление трудностей

25 августа исполняется 88 лет участнику Великой Отечественной войны Ивану Константиновичу Суворову. Его жене Прасковье Прокопьевне Овчинниковой, с которой он прожил в гражданском браке 33 года, 20 октября будет 89 лет. Такой вот великовозрастный семейный альянс. Многие супруги мечтают дожить до глубокой старости в дружбе и согласии, но не всем, к большому сожалению, это удаётся.

-- Какой была моя жизнь? Тяжёлой, -- начинает свой рассказ Иван Константинович. -- Я ещё пацаном был, когда вместе с отцом ухаживал за лошадьми – он был конюхом, а я у него в помощниках. Каждое лето вместе с другими такими же, как я, смирновскими ребятишками мы пасли по ночам лошадей. А тогда почему-то много было волков, приходилось охранять табун от непрошенных гостей. Брали в руки горящие головёшки из костра и бегали вокруг сбившихся в кучу лошадей. Самим страшно, а кричим, шумим, страху на волков нагоняем. Долго в школе учиться не пришлось, окончил только 6 классов Озернинской школы. Я рано остался без матери, она умерла в 1935 году. Воспитанием моим занимались брат Кирилл и сестра Ольга. В это время на западе шла война с гитлеровской Германией, и когда мне исполнилось 18 лет, я был призван на фронт, воевал с августа 1942 года до самого окончания войны. С боями прошёл много западных стран, освобождая их от фашизма. Известие о Дне Победы застало меня недалеко от Праги. Многие подробности военной биографии уже забылись, но остались награды за участие в боевых операциях и за труд после войны: орден Ленина, орден Славы III степени, медали "За отвагу", "За Победу над Германией", "За освоение целинных земель", юбилейные медали, которыми награждали всех участников и ветеранов Великой Отечественной войны, медаль "Ветеран труда". После окончания войны летом 1946 года вернулся в родную деревню Смирново, работал рядовым колхозником, бригадиром полеводческой бригады, комбайнёром. Три года был председателем исполкома Озернинского сельсовета, а последние 5 лет до ухода на пенсию работал дорожным мастером в Викуловском ДРСУ, где и познакомился с Прасковьей Прокопьевной. От первой жены у меня было двое детей, к сожалению, как и моя жена Валентина, они рано ушли из жизни…

Ничуть не легче судьба у П. П. Овчинниковой. Лет 6-7 было ей, когда зажиточных крестьян (а к таким относилась её семья) стали раскулачивать. Забрали коров, лошадей, выгребли из амбара всё зерно. Живите, как хотите! Дедушка и отец Прасковьи собрались на озеро Килейное ловить рыбу, собирать клюкву. За ними увязалась и Прасковья, очень любившая отца. Рано утром мужчины отправлялись ставить и проверять ловушки для рыбы, а девчушка спокойно спала в избушке на берегу озера. Но однажды она проснулась раньше обычного, когда в избушке никого ещё не было. Испугалась, стала звать отца. Пришлось ему вернуться с озера, усадить Прасковью в лодку и вместе рыбачить. Но он ни разу не поднял голоса, не заругался на девочку.

Потом отца сослали в ссылку куда-то очень далеко. Только одно письмо и прислал домой, в котором сообщал, что очень холодно, он простыл и заболел. А вскоре не стало и матери. В ту пору ходили страшные болезни – тиф, дизентерия. Уже больная, мать пошла на сенокос, но не дошла: под нею сломалось старое бревно на переходе через речку, её едва вытащили на берег из воды. После этого всего и пожила две недели. Старшая сестра сразу отстранилась от младших, а Прасковья до 12 лет жила со старшим братом и младшей сестрой в нужде, голоде и холоде. Потом девчонку-сироту пожалели, пристроили няней в открывшийся детский сад, где она и за детьми присматривала вместе с двумя женщинами, и кормила их, и полы мыла, и бельё стирала на 8 детсадовских детей. Стала постарше – пошла работать на Бобровскую ферму телятницей, боронила на корове колхозные поля, полола посевы.

В конце 60-х годов прошлого столетия перебралась в Викулово. Работала уборщицей в Доме культуры (там же и жила в одной из комнат), поваром в школе, а перед уходом на пенсию – во вневедомственной охране. Работала добросовестно, об этом говорят записи в трудовой книжке. Как и Иван Константинович, она знает, что значит потерять близких людей: Прасковья Прокопьевна похоронила 17-летнюю дочь…

В старости помогают старикам сноха И. К. Суворова Тамара Александровна и сын племянника П. П. Овчинниковой Владимир Корсуков. Они с благодарностью принимают любую помощь, потому что в таком возрасте да при таком "букете" разных болезней любое движение уже даётся с трудом. Но они крепятся, преодолевают боль и живут дальше…

На снимке: Иван Константинович

и Прасковья Прокопьевна

Фото автора

Другие материалы по тегу "Старшее поколение"